Загрузка документа…
Приложение
Порядок применения системы прослеживаемости товаров
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Порядок регулирует правила применения модуля «Электронный счет-фактура 2.0» (далее – модуль ЭСФ 2.0) в рамках системы прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), и устанавливает процедуры документооборота между участниками цифрового взаимодействия (далее – участники цифрового документооборота) при применении модуля ЭСФ 2.0.
2. В настоящем Порядке применяются следующие понятия и определения:
1) модуль «Электронный счет-фактура 2.0» – компонент системы прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, уполномоченного налогового органа, посредством которого субъектом формируется и применяется электронный счет-фактура 2.0;
2) электронный счет-фактура 2.0 (далее – ЭСФ 2.0) – цифровой документ модуля ЭСФ 2.0, предназначенный для учета движения товаров, подлежащих прослеживаемости в рамках системы прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС. ЭСФ 2.0 не является основанием для возникновения, изменения или прекращения налоговых обязательств;
3) налогоплательщик – субъект, на которого возлагается обязанность применять систему прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, и оформлять ЭСФ 2.0 при наличии обстоятельств, установленных Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
4) номер счета-фактуры – уникальный сгенерированный номер ЭСФ 2.0, формируемого в модуле ЭСФ 2.0;
5) склад учета товаров – компонент модуля ЭСФ 2.0, предназначенный для ведения учета товаров, производственных, торговых, складских, строительных и иных объектов субъекта (далее – объекты экономической деятельности), обязанного применять ЭСФ 2.0.
Под ведением учета товаров в настоящем Порядке понимается процесс обязательного отражения субъектом в модуле ЭСФ 2.0 операций, связанных с поступлением, движением, изменением и выбытием товаров, а также формирования и учета остатков таких товаров на складе учета товаров;
6) каталог товаров – формируемый посредством модуля «Каталог товаров» единый упорядоченный перечень товаров;
7) цифровой документооборот – процесс формирования, отправки, получения, обработки, хранения и учета ЭСФ 2.0 в модуле ЭСФ 2.0;
8) цифровая подпись – информация в цифровой форме, которая присоединена к другой информации в цифровой форме и (или) логически связана с ней и используется для обеспечения неизменности цифрового документа и определения автора цифрового документа;
9) квалифицированный сертификат ключа проверки цифровой подписи (квалифицированный сертификат) – сертификат ключа проверки цифровой подписи, выданный аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо отраслевым регулятором, осуществляющим функции корневого удостоверяющего центра.
3. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке, трактуются в значении, определенном настоящим Порядком. В случае отсутствия трактовки терминов и определений в настоящем Порядке, термины и определения трактуются в значении, определенном соответствующим законодательством Кыргызской Республики и (или) правом ЕАЭС.
4. Участником цифрового документооборота является:
1) налогоплательщик – поставщик или покупатель, зарегистрированный в модуле ЭСФ 2.0 согласно настоящему Порядку;
2) органы налоговой службы.
5. Модуль ЭСФ 2.0 обеспечивает хранение информации при обращении (формировании/получении) ЭСФ 2.0 в течение срока, установленного частью 1 статьи 6 Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, от 29 мая 2019 года. По истечении срока хранения информация, которая хранится в модуле ЭСФ 2.0, безвозвратно удаляется уполномоченным налоговым органом.
Глава 2. Порядок регистрации и аннулирования субъекта в модуле ЭСФ 2.0
6. Регистрация субъекта в модуле ЭСФ 2.0 в качестве участника цифрового документооборота осуществляется посредством кабинета налогоплательщика с применением квалифицированной цифровой подписи.
Порядок получения субъектом доступа к его кабинету определяется уполномоченным налоговым органом.
Не допускается оформление ЭСФ 2.0 в модуле ЭСФ 2.0 при отсутствии у субъекта зарегистрированного налогового режима и (или) действующего патента.
7. При ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя заявление в модуле ЭСФ 2.0 на аннулирование регистрации подается при условии отсутствия остатков товаров на складе учета товаров и отсутствия активного фактического склада учета товаров, за исключением:
1) налогоплательщиков, отнесенных к категории бездействующих в порядке, установленном уполномоченным налоговым органом;
2) умершего или объявленного умершим индивидуального предпринимателя.
Аннулирование регистрации налогоплательщиков в модуле ЭСФ 2.0, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, осуществляется в соответствии с порядком, определяемым уполномоченным налоговым органом.
Глава 3. Формирование и применение склада учета товаров
8. Склад учета товаров в модуле ЭСФ 2.0 применяется при ведении учета товаров, в отношении которых Кабинетом Министров Кыргызcкой Республики установлено обязательное ведение учета товаров при выполнении операций в модуле ЭСФ 2.0.
9. Реализация, а также выполнение иных операций выбытия с товарами, в отношении которых установлено обязательное ведение учета товаров, допускаются исключительно при наличии остатка таких товаров на складе учета товаров в модуле ЭСФ 2.0.
10. Склад учета товаров разделяется на следующие типы:
1) системный – формируется автоматически в модуле ЭСФ 2.0 по юридическому адресу налогоплательщика в момент его регистрации в качестве участника цифрового документооборота;
2) фактический – создается налогоплательщиком с указанием фактического адреса объекта экономической деятельности.
11. Поступление товаров при получении ЭСФ 2.0 от субъектов осуществляется на системный склад учета товаров. Не допускается реализация товаров с системного склада учета товаров при применении фактического склада учета товаров.
12. Создание фактического склада учета товаров и ведение учета товаров по каждому объекту экономической деятельности в модуле ЭСФ 2.0 осуществляются субъектами предпринимательства на добровольной основе.
13. Фактический склад учета товаров имеет следующие статусы:
1) активный;
2) деактивированный.
14. В случае закрытия объекта экономической деятельности налогоплательщик обязан деактивировать соответствующий фактический склад учета товаров в модуле ЭСФ 2.0 Деактивация допускается при условии отсутствия остатков товаров на таком складе учета товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 главы 2 настоящего Порядка.
15. Системный склад учета товаров аннулируется вместе с подачей заявления на аннулирование регистрации налогоплательщика в модуле ЭСФ 2.0 либо в ином порядке, установленном для категорий субъектов, указанных в исключениях пункта 7 главы 2 настоящего Порядка.
Не допускается наличие остатка товаров на складе учета товаров на момент подачи заявления на аннулирование регистрации налогоплательщика в модуле ЭСФ 2.0.
§ 1. Применение модуля ЭСФ 2.0
16. В модуле ЭСФ 2.0 субъектом оформляются следующие операции:
1) оприходование;
2) приобретение;
3) реализация;
4) корректировка;
5) списание;
6) перемещение (при применении фактического склада учета товаров);
7) инвентаризация (пересортица, конвертация, уценка и так далее);
8) оформление операций с давальческим сырьем и продуктом его переработки.
17. В случае выполнения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, от 29 мая 2019 года, документ в обязательном порядке формируется с указанием информации, определяемой уполномоченным налоговым органом.
18. Для работы в модуле ЭСФ 2.0 субъект обязан применять каталог товаров в соответствии с порядком, определенным Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
19. Порядок оформления, применения и формирования документов в модуле ЭСФ 2.0 в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы определяется уполномоченным налоговым органом.
§ 2. Операции реализации и приобретения в модуле ЭСФ 2.0
20. Поставщик при реализации товаров:
1) оформляет ЭСФ 2.0 в соответствии с настоящим Порядком;
2) направляет ЭСФ 2.0 покупателю через модуль ЭСФ 2.0.
21. Формирование и получение ЭСФ 2.0 осуществляется посредством модуля ЭСФ 2.0 через:
1) профиль налогоплательщика, позволяющий в реальном режиме осуществлять единичное формирование или получение ЭСФ 2.0 или пакетную загрузку/выгрузку ЭСФ 2.0 в модуле ЭСФ 2.0;
2) внешний программный интерфейс, позволяющий фискальному программному обеспечению налогоплательщика выполнять в модуле ЭСФ 2.0 все операции, предусмотренные в профиле налогоплательщика.
22. ЭСФ 2.0 на поставки формируется в срок не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем поставки, с указанием в ЭСФ 2.0 фактической даты поставки, если иное не установлено настоящей главой.
ЭСФ 2.0 оформляется не позднее десяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, в случае реализации товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
23. При экспорте товаров ЭСФ 2.0 оформляется до осуществления вывоза товаров с территории Кыргызской Республики.
24. Датой поставки является:
1) для товаров – дата передачи права собственности на товары покупателю;
2) для корректировочного ЭСФ 2.0 – дата возникновения обстоятельств, послуживших основанием для корректировки в соответствии с настоящим Порядком, за исключением корректировки по причине наличия ошибки.
25. Датой формирования ЭСФ 2.0 считается дата подписания ЭСФ 2.0 поставщиком в модуле ЭСФ 2.0.
26. Документы в модуле ЭСФ 2.0 считаются сформированными, если содержат сгенерированный номер и двухмерный символ штрих-кода (QR-код) в модуле ЭСФ 2.0.
Оригиналом документа, (подлинником), является цифровой документ, сформированный в модуле ЭСФ 2.0.
27. При получении ЭСФ 2.0 покупатель:
1) подтверждает принятие ЭСФ 2.0;
2) отказывает в получении ЭСФ 2.0 в связи с:
– получением ЭСФ 2.0 с неверными данными или требующим внесения изменений. При этом поставщик обязан выписать новый ЭСФ 2.0 с указанием данных отклоненного ЭСФ 2.0;
– отменой поставки и (или) отказом от получения товаров.
При отказе покупателя в получении ЭСФ 2.0 такой ЭСФ 2.0 считается отклоненным.
28. Действия покупателя, предусмотренные пунктом 27 настоящего Порядка, осуществляются до истечения десяти календарных дней со дня оформления ЭСФ 2.0.
29. В случае если покупатель не подтвердил принятие ЭСФ 2.0 и не отказал в его получении, а также в случае отсутствия регистрации покупателя в модуле ЭСФ 2.0, ЭСФ 2.0 считается принятым по истечении срока, указанного в пункте 28 настоящего Порядка.
30. Поставщик вправе отозвать ранее оформленный и не принятый покупателем ЭСФ 2.0 до истечения десяти календарных дней со дня его оформления.
При отзыве ЭСФ 2.0 поставщик указывает следующие причины отзыва:
– неверные данные в сформированном ЭСФ 2.0 или данные, требующие внесения изменений. При этом поставщик/отправитель обязан выписать новый ЭСФ 2.0 с указанием данных отозванного ЭСФ 2.0;
– отмена поставки и (или) отказ от получения товаров получателем.
31. В случае отзыва поставщиком ранее оформленного ЭСФ 2.0, такой ЭСФ 2.0 считается отозванным.
32. Отзыв ЭСФ 2.0 невозможен после истечения десяти календарных дней со дня его оформления или после принятия ЭСФ 2.0 покупателем.
33. Поставка товаров, осуществляемая агентом от имени принципала-налогоплательщика Кыргызской Республики, признается поставкой принципала. В данном случае ЭСФ 2.0 на реализованные товары покупателю оформляется принципалом.
34. Порядок оформления операций при осуществлении поставок, признанных и (или) включенных в поставки агента, определяется разделом 2 главы 4 настоящего Порядка
Глава 4. Порядок учета и документального
отражения операций с товарами в модуле ЭСФ 2.0
§ 1. Операции с давальческим сырьем и продуктами его переработки
35. Операции с давальческим сырьем и продуктами его переработки применяются в отношении товаров, на которые установлено обязательное требование по ведению учета товаров в модуле ЭСФ 2.0.
36. Передача давальческого сырья осуществляется на основании договора и формируется в модуле ЭСФ 2.0 в следующем порядке:
1) при передаче сырья физическим лицом или налогоплательщиком, освобожденным от применения модуля ЭСФ 2.0, переработчик самостоятельно формирует документ оприходования сырья на склад.
2) при передаче сырья между налогоплательщиками, обязанными применять модуль ЭСФ 2.0, заказчик оформляет передачу сырья, а переработчик подтверждает или отклоняет его получение на склад учета товаров в модуле ЭСФ 2.0 в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.
37. При передаче продукта переработки со склада учета товаров переработчик оформляет в модуле ЭСФ 2.0 единый документ передачи продукта в адрес заказчика. Завершение операции в модуле ЭСФ 2.0 осуществляется в следующем порядке:
1) в случае если заказчик является участником цифрового документооборота, субъект обязан до истечения десяти календарных дней с даты оформления документа подтвердить приемку либо отклонить документ. При отсутствии действий со стороны заказчика по истечении указанного срока, документ считается принятым, а продукт переработки – списанным со склада переработчика и зачисленным на склад заказчика автоматически;
2) в случае если заказчик является физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, или налогоплательщиком, освобожденным от обязанности применения модуля ЭСФ 2.0, документ передачи считается принятым, и продукт переработки списывается со склада учета товаров переработчика в автоматическом режиме в момент оформления документа.
38. При оформлении операций с давальческим сырьем и продуктами переработки субъекты обязаны указывать вид продукции:
1) давальческое сырье;
2) продукт переработки.
39. Порядок и сроки оформления, а также форма документа передачи сырья и продукта его переработки в модуле ЭСФ 2.0 устанавливаются уполномоченным налоговым органом.
§ 2. Порядок оформления операций по агентским договорам
40. Поставка товаров, осуществляемая агентом по поручению принципала, признается поставкой агента в следующих случаях:
1) когда поставка осуществляется агентом от своего имени по поручению принципала-налогоплательщика Кыргызской Республики;
2) когда принципалом является иностранная организация или физическое лицо –нерезидент, не являющиеся налогоплательщиками в Кыргызской Республике.
41. Оформление операций в модуле ЭСФ 2.0 при признании поставки поставкой агента осуществляется в следующем порядке:
1) на дату поставки товаров агентом в адрес конечного покупателя принципал оформляет ЭСФ 2.0 в адрес агента на реализованные товары. Дата оформления ЭСФ 2.0 принципалом должна соответствовать дате реализации товара агентом конечному покупателю;
2) агент оформляет ЭСФ 2.0 в адрес конечного покупателя с отметкой «Поставка агентом»;
3) агент оформляет ЭСФ 2.0 в адрес принципала с указанием суммы своего агентского вознаграждения.
§ 3. Оприходование
42. Субъект обязан оприходовать товары, в отношении которых установлено обязательное ведение учета товаров, на склад учета товаров в модуле ЭСФ 2.0 путем оформления документа оприходования при:
1) импорте товаров из стран ЕАЭС, за исключением импорта товаров государственными органами и учреждениями, а также их структурными подразделениями, если они не предназначены для дальнейшей реализации;
2) импорте товаров из третьих стран, за исключением:
– импорта товаров государственными органами и учреждениями, а также их структурными подразделениями, если они не предназначены для дальнейшей реализации;
– импорта товаров с территории свободных экономических зон на территорию Кыргызской Республики в соответствии с таможенным законодательством Кыргызской Республики;
3) производстве (изготовлении) товаров;
4) комплектовании товаров или промышленной сборке;
5) разукомплектовании товаров;
6) выявлении неучтенных товаров в ходе проведения налогового контроля в порядке, определяемом уполномоченным налоговым органом;
7) приеме (купле) от населения их личных товаров для последующей продажи или переработки, на основании контрольно-кассового чека;
8) намерении реализовать основные средства, ранее не оприходованные на склад учета товаров;
9) инвентаризации, в том числе при уценке и пересортице;
10) переходе товаров в порядке правопреемства (реорганизация, слияние, присоединение, наследство);
11) поставке или импорте (ввозе) товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
12) приобретении товаров для дальнейшей реализации:
– не помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые конфискованы или обращены в собственность (доход) государства иным способом;
– не помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
– товаров, задержанных таможенными органами в соответствии с главой 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и не востребованных в установленные сроки лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров;
13) получении давальческого сырья;
14) других случаях перехода права собственности на товары, при наличии удостоверяющих документов.
43. Корректировка документа оприходования осуществляется в случае указания неверных данных в порядке, определяемом уполномоченным налоговым органом.
44. Порядок и сроки оформления, а также форма документа оприходования, в том числе корректировочного документа оприходования, в модуле ЭСФ 2.0 устанавливаются уполномоченным налоговым органом.
§ 4. Списание
45. Списание товаров в модуле ЭСФ 2.0 осуществляется в отношении товаров, на которые установлено обязательное ведение учета товаров в модуле ЭСФ 2.0, путем оформления документа списания в следующих случаях:
1) использования товаров в производстве (изготовлении);
2) утраты и порчи товаров;
3) естественной убыли и технологических потерь товаров;
4) выявления в ходе налогового контроля отсутствия фактических остатков товаров при их наличии на складе учета товаров в модуле ЭСФ 2.0;
5) передачи товаров в виде гуманитарной помощи, при условии их дальнейшего потребления и (или) распределения, за исключением случаев, когда такая передача признается реализацией на безвозмездной основе;
6) комплектования товаров или промышленной сборки;
7) разукомплектования товаров;
8) инвентаризации, в том числе при уценке и пересортице;
9) поставки или импорта (ввоза) товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
10) обращения налогоплательщика в уполномоченный налоговый орган и (или) налоговые органы, с учетом специфики деятельности, при наличии удостоверяющих документов.
46. От обязанности по списанию товаров освобождаются:
1) дипломатические представительства и консульские учреждения зарубежных стран согласно перечню, представляемому уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел уполномоченному налоговому органу;
2) представительства международных организаций, осуществляющих деятельность на основании международных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, согласно перечню, представляемому уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел уполномоченному налоговому органу, за исключением представительств, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
3) государственные и муниципальные общеобразовательные и дошкольные образовательные организации, за исключением организаций, осуществляющих торговую и (или) производственную деятельность;
4) государственные и муниципальные органы и учреждения, а также их подведомственные подразделения, осуществляющие деятельность в пределах своих полномочий, установленных законодательством Кыргызской Республики, за исключением органов и учреждений, осуществляющих торговую и (или) производственную деятельность.
Перед подачей заявления на аннулирование регистрации в модуле ЭСФ 2.0 налогоплательщики, указанные в настоящем пункте, в случае наличия остатков товаров на складе учета товаров обязаны произвести их списание.
47. Корректировка документа списания осуществляется в случае указания неверных данных в порядке, определяемом уполномоченным налоговым органом.
48. Порядок и сроки оформления, а также форма документа списания, в том числе корректировочного документа списания в модуле ЭСФ 2.0 устанавливаются уполномоченным налоговым органом.
§ 5. Перемещение[ГЗ1]
49. Налогоплательщик при перемещении товаров, в отношении которых установлено обязательное ведение учета товаров, оформляет документ перемещения с указанием учетной стоимости товаров в следующих случаях:
1) при перемещении товаров с одного фактического склада учета товаров на другой в пределах одного юридического лица;
2) при перемещении товаров со склада учета товаров филиала организации на склад учета товаров головной организации;
3) при перемещении товаров со склада учета товаров головной организации на склад учета товаров филиала организации;
4) при перемещении товаров между складами учета товаров филиалов одной организации.
Глава 5. Инвентаризация товаров в модуле ЭСФ 2.0
§ 1. Конвертация
50. Конвертация товаров в модуле ЭСФ 2.0 является операцией по переводу количества товаров из одной единицы измерения в другую.
51. При выявлении факта конвертации товаров, в результате которой происходит искажение количественных показателей, включая увеличение или уменьшение общего объема товара, а также изменение его общей стоимостной оценки, налоговые органы запрашивают обоснование такой конвертации у налогоплательщика.
52. Коэффициенты конвертации подлежат документальному обоснованию и должны соответствовать установленным единицам измерения и характеристикам товаров.
53. Форма документа конвертации и порядок проведения конвертации устанавливаются уполномоченным налоговым органом.
§ 2. Уценка
54. Уценка товаров в модуле ЭСФ 2.0 осуществляется для отражения изменения стоимости товаров, потребительские свойства которых частично или полностью утрачены вследствие ухудшения качественных характеристик, снижения сорта или морального устаревания, по учетной стоимости за единицу измерения, определяемой в соответствии с налоговой и (или) учетной политикой субъекта.
§ 3. Пересортица[ГЗ2]
55. Пересортица товаров в модуле ЭСФ 2.0 осуществляется для отражения одновременного списания выявленных недостач и оприходования излишков товаров одной и той же категории (наименования), но разных сортов (видов), по учетной стоимости за единицу измерения, определяемой в соответствии с налоговой и (или) учетной политикой субъекта.
Глава 6. Порядок оформления корректировочных ЭСФ 2.0
§ 1. Общие положения
56. Корректировочный ЭСФ 2.0 оформляется исключительно к первоначальному ЭСФ 2.0, подтверждающему факт осуществления поставки товаров.
57. При оформлении корректировочного ЭСФ 2.0, за исключением корректировки по причине наличия ошибок в принятом ЭСФ 2.0, изменению подлежат исключительно количественные и стоимостные показатели, при этом изменение иных реквизитов и сведений первоначального ЭСФ 2.0 не допускается.
58. Корректировочный ЭСФ 2.0, оформленный в соответствии с настоящим разделом, подлежит подтверждению или отклонению покупателем, зарегистрированным в модуле ЭСФ 2.0, до истечения десяти календарных дней с даты его формирования. В случае если покупатель не подтвердил или не отклонил корректировочный ЭСФ 2.0 до истечения указанного срока, такой ЭСФ 2.0 признается отклоненным.
В случае отсутствия регистрации покупателя в модуле ЭСФ 2.0 корректировочный ЭСФ 2.0 считается принятым по истечении срока, установленного настоящим пунктом.
§ 2. Порядок корректировки ЭСФ 2.0 в модуле ЭСФ 2.0
59. Если иное не установлено настоящей главой, корректировочный ЭСФ 2.0 оформляется для проведения корректировки принятого ЭСФ 2.0 в случае:
1) полного или частичного возврата товаров;
2) изменения цены товаров;
3) возврате оплаты за товары.