Загрузка документа…
Порядок и цель
проведения и оформления материалов рейдового налогового контроля
Глава 1. Общие положения
1. Порядок и цель проведения и оформления материалов рейдового налогового контроля (далее – Порядок) разработан в соответствии со статьями 51, 59, 60, 127–130, 132–136, 345, 346 Налогового кодекса Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики «О государственной монополии на производство, импорт, хранение и реализацию этилового спирта и государственном регулировании производства алкогольной продукции», «О государственном социальном страховании», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О противодействии финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» и «О лицензионно-разрешительной системе Кыргызской Республики».
2. В настоящем Порядке используются следующие понятия и термины:
1) предписание – документ, предоставляющий право на проведение рейдового налогового контроля по соблюдению требований налогового законодательства и законодательства в сфере государственного социального страхования Кыргызской Республики, который оформляется посредством информационной системы уполномоченного налогового органа;
2) сотрудник – должностное лицо органа налоговой службы, проводящее рейдовый налоговый контроль на основании предписания, выданного в установленном порядке;
3) субъект – физическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация, обособленное подразделение, осуществляющие экономическую деятельность независимо от их организационно-правовой формы, вида деятельности, подчиненности и форм собственности и/или имеющие объекты налогообложения;
4) ответственное лицо субъекта – физическое лицо, находящееся с субъектом в трудовых отношениях или выполняющее определенные действия в интересах субъекта (в том числе по договору);
5) х-отчет – промежуточный отчет (контрольный чек контрольной кассовой машины (далее – ККМ) без гашения) итога сменных расчетных операций на момент формирования отчета;
6) промежуточный и/или итоговый отчет – отчет, содержащий информацию по суммам документов, предъявленных к оплате определенного периода времени, формируемый посредством фискальных программных средств учета товаров, работ и услуг;
7) z-отчет – отчет (контрольный чек ККМ c гашением) итога сменных расчетных операций, формируемый при проведении операции закрытия смены;
8) акт рейдового налогового контроля (далее – акт РНК) – документ, в котором оформляются результаты рейдового налогового контроля по форме, утверждаемой уполномоченным налоговым органом;
9) акт временного изъятия имущества (далее – акт изъятия имущества) – документ, в котором указываются данные об изъятом имуществе, оформленный по форме, утверждаемой уполномоченным налоговым органом;
10) акт воспрепятствования – документ, в котором указывается факт неисполнения законных требований сотрудника и/или органа налоговой службы, оформленный по форме, утверждаемой уполномоченным налоговым органом;
11) контрольный закуп – метод проверки, осуществляемой без ограничения периодичности должностным лицом налогового органа или привлеченным физическим лицом, путем покупки небольшого количества товаров или заключения сделки с субъектами для контроля за соблюдением порядка и требований по применению ККМ, в том числе выдачи контрольно-кассовых чеков населению;
12) разрешительные документы – документы, необходимые для осуществления экономической деятельности, выдаваемые органами налоговой службы в рамках их компетенции (свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, патент, решение о применении или отказе в применении налога на деятельность в зоне торговли с особым режимом, страховой полис, лицензия в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, свидетельство о постановке на специальный учет), а также документы, подтверждающие государственную регистрацию организаций и обособленных подразделений.
Глава 2. Требования к рейдовому налоговому контролю
3. Рейдовый налоговый контроль осуществляется с целью контроля и оказания содействия субъекту в своевременном и полном исполнении им требований налогового законодательства, законодательства в сфере государственного социального страхования, драгоценных металлов и драгоценных камней и оборота подакцизной и маркируемой продукции Кыргызской Республики.
4. Целью проведения рейдового налогового контроля является также выявление фактов:
1) осуществления экономической деятельности без налоговой и учетной регистрации налогоплательщика;
2) нарушения налогового законодательства Кыргызской Республики по применению ККМ;
3) уплаты налога на основе патента и его соответствие виду осуществляемой деятельности, а также налога на деятельность в зонах торговли с особым режимом;
4) неприменения контрольных пломб и сопроводительных документов при учете и контроле движения товаров в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
5) полноты учета наемных работников, в том числе ведение Реестра налогового агента по наемным работникам (далее – Реестр) и обеспечение в нем актуальных сведений по физическим лицам, являющимся наемными работниками, в личном кабинете налогоплательщика, уплата подоходного налога и страховых взносов, установленных Налоговым кодексом Кыргызской Республики;
6) соответствия физических показателей объектов налогообложения и налоговой базы в отношении местных налогов;
7) регистрации индивидуальными предпринимателями, а в случае делегирования – уполномоченными ими лицами, за исключением лиц, ведущих учет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете;
8) реализации товаров, подлежащих маркировке, без соответствующих средств идентификации и акцизных/учетно-контрольных марок, топливного маркера, их подлинности и/или по цене ниже минимальных розничных цен, установленных решением Кабинета Министров Кыргызской Республики;
9) исполнения требований порядка применения автоматизированных систем учета подакцизных и маркируемых товаров, установленного Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
10) наличия первичных учетных документов на поставку и/или приобретение товаров, работ и услуг;
11) нарушения порядка учета товаров при ввозе (импорте) товаров с территории государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) на территорию Кыргызской Республики и неуплаты по ним соответствующих налогов, несоответствия фактического показателя товара, имеющегося в наличии, показателям, указанным в первичных учетных документах (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, сопроводительная накладная ЕАЭС и т. п.), а также наличия неучтенных (сокрытых) товарно-материальных ценностей;
12) наличия и применения оборудования (программно-технического устройства), предназначенного для совершения операций с использованием банковских платежных карт, электронных денег, двухмерных символов штрих-кода (QR-кода) национального стандарта, в том числе зарегистрированного на иное лицо и/или на самого субъекта, предназначенного для осуществления платежей личного характера, не связанных с предпринимательской деятельностью;
13) наличия подключения потребителей услуг к информационной системе, применяемой для заказа перевозки пассажиров и грузов, услуг службы такси и курьерской услуги, без налоговой регистрации в органах налоговой службы;
14) непредставления субъектами службы такси и курьерской услуги информации о получаемой выручке в режиме реального времени в уполномоченный налоговый орган;
15) осуществления проверки фискального программного обеспечения на предмет соответствия его требованиям, определяемым уполномоченным налоговым органом, и использования хранящихся в нем данных;
16) необоснованности и размера суммы превышения НДС при проведении обследования по НДС;
17) осуществления деятельности без лицензии в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
18) нарушения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничной продажи алкогольной продукции, тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков;
19) нарушения законодательства в сфере операций с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней и их лома;
20) нарушения законодательства в сфере противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов при контроле деятельности субъектов, занятых в ювелирной отрасли.
5. Рейдовый налоговый контроль может проводиться в отношении отдельного налогоплательщика, группы налогоплательщиков, а также на определенном участке (территории).
6. Рейдовый налоговый контроль осуществляется не чаще 12 раз в год в отношении отдельного налогоплательщика или его обособленного подразделения, за исключением контрольного закупа.
7. Рейдовый налоговый контроль осуществляется в режиме работы субъекта.
8. Рейдовый налоговый контроль осуществляется органами местного самоуправления в целях контроля за соблюдением следующих требований налогового законодательства Кыргызской Республики:
1) наличие налоговой и учетной регистрации налогоплательщика в налоговом органе;
2) факт уплаты налога на основе патента или налога на деятельность в зонах торговли с особым режимом;
3) физические показатели объектов налогообложения и налоговой базы в отношении местных налогов.
Глава 3. Предписание
9. Рейдовый налоговый контроль проводится на основании предписания, выданного органом налоговой службы по форме, утверждаемой уполномоченным налоговым органом.
10. Предписание на право проведения рейдового налогового контроля оформляется посредством информационной системы уполномоченного налогового органа в электронной форме. Предписание должно быть подписано (подтверждено) цифровой подписью руководителя органа налоговой службы или лицом, уполномоченным руководителем органа налоговой службы, в информационной системе уполномоченного налогового органа. При необходимости возможно распечатывание предписания в бумажной форме, подлинность которого можно проверить QR-кодом.
11. Предписание может быть выписано на отдельного налогоплательщика, группу налогоплательщиков, а также на определенный участок (территорию).
12. В предписании указываются следующие реквизиты:
1) дата и номер регистрации предписания;
2) наименование органа налоговой службы, выдавшего предписание;
3) Ф.И.О. и номер служебного удостоверения сотрудника;
4) наименование территории и/или участка, субъекта, подлежащего рейдовому налоговому контролю, и его идентификационный налоговый номер (далее – ИНН);
5) перечень вопросов, подлежащих рейдовому налоговому контролю согласно налоговому законодательству, законодательству в сфере государственного социального страхования и оборота спиртосодержащей продукции;
6) основание проведения рейдового налогового контроля;
7) срок проведения рейдового налогового контроля;
8) предписание подписывается (подтверждается) цифровой подписью руководителя в информационной системе уполномоченного налогового органа.
13. Продление срока действия предписания производится только по предписаниям, выписанным на отдельного налогоплательщика, в следующих случаях:
1) отсутствие субъекта или ответственного лица субъекта на период действия предписания;
2) указанный срок недостаточен в связи с проведением снятия остатков товарно-материальных ценностей.
14. В ходе рейдового налогового контроля субъекту предъявляются:
1) служебное удостоверение сотрудника в электронном виде, указанное в предписании;
2) подлинник предписания в бумажной форме для ознакомления и проставления подписи на обратной стороне или представление в электронной форме на соответствующем носителе для ознакомления и проставления графической подписи. По взаимному согласованию сотрудник может направить на электронный адрес или мессенджер субъекта предписание в электронной форме для ознакомления.
При отказе от ознакомления с предписанием указывается информация об отказе на соответствующем носителе или в предписании бумажной формы. Отказ от ознакомления с предписанием не является препятствием для проведения рейдового налогового контроля.
15. Предписание закрывается путем заполнения результатов акта РНК. При закрытии предписания о каждом субъекте указывается информация в зависимости от результатов рейдового налогового контроля.
При установлении нарушения в информационной системе уполномоченного налогового органа указывается информация о принятых мерах по результатам рейдового налогового контроля.
При отсутствии нарушения в информационной системе уполномоченного налогового органа указывается информация «нарушения не выявлены».
16. На основании данных, внесенных в информационную систему уполномоченного налогового органа, должностные лица уполномоченного налогового органа имеют право осуществлять дополнительный рейдовый налоговый контроль в отношении субъектов, у которых по результатам рейдового налогового контроля была указана информация «нарушения не выявлены».
17. Субъект вправе проверить подлинность предписания в электронном виде с использованием размещенного в нем QR-кода.
Глава 4. Организация рейдового налогового контроля
18. По прибытии на место дислокации субъекта, подлежащего рейдовому налоговому контролю, сотрудник осуществляет визуальное наблюдение за работой субъекта и объекта имущества для установления:
1) наличия и факта применения ККМ субъектом или ответственным лицом субъекта при совершении денежных расчетов с населением, осуществлении торговых операций, выполнении работ и оказании услуг;
2) фактического наличия и использования субъектом наемных работников и их количества;
3) наличия подакцизных товаров, подлежащих обозначению средствами цифровой идентификации и/или акцизными марками, и/или топливным маркером, и/или учетно-контрольными марками, и/или молекулярным маркером.
19. При необходимости в рамках рейдового налогового контроля может проводиться также:
1) контрольный закуп, осуществляемый в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
2) снятие остатков товарно-материальных ценностей, осуществляемое в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
20. При необоснованном отказе и/или воспрепятствовании субъектом или ответственным лицом субъекта доступу сотрудника на территорию и/или в помещение субъекта составляется акт воспрепятствования. Необоснованным отказом считается отказ налогоплательщика в доступе на территорию при наличии оснований и соблюдении всех требований для проведения рейдового налогового контроля должностным лицом органов налоговой службы.
Акт воспрепятствования подписывается сотрудником и субъектом или ответственным лицом субъекта с указанием данных этого лица. В случае отказа субъекта или ответственного лица субъекта от подписания акта воспрепятствования производится фото- и видеофиксация и в акт воспрепятствования вносится запись «от подписания акта воспрепятствования отказался, второй экземпляр данного акта вручен» с указанием даты вручения.
На основании данного акта сотрудник составляет протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях по факту невыполнения или ненадлежащего выполнения предписания или требования сотрудника органа налоговой службы.
21. При наличии у субъекта системы, предназначенной для ведения видеонаблюдения, в ходе проведения рейдового налогового контроля сотруднику предоставляется доступ к данной системе и/или IP-камере, и/или IP-адресу через сеть Интернет и/или другие сети для использования видеозаписи в администрировании.
Если отказано в предоставлении доступа к видеонаблюдению составляется акт воспрепятствования, в котором указывается факт неисполнения законных требований сотрудника.
Акт воспрепятствования подписывается сотрудником и субъектом или ответственным лицом субъекта с указанием данных этого лица. В случае отказа субъекта или ответственного лица субъекта от подписания акта воспрепятствования производится фото- и видеофиксация и в акт воспрепятствования вносится запись «от подписания акта воспрепятствования отказался, второй экземпляр данного акта вручен» с указанием даты вручения.
На основании данного акта составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
В случае отказа от подписания протокола или отсутствия налогоплательщика, зарегистрированного по месту, где проводится рейдовый налоговый контроль, или ответственного лица субъекта протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с отражением данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
Глава 5. Порядок проведения рейдового налогового контроля
5.1. Контроль применения ККМ
22. После предъявления предписания и служебного удостоверения сотрудник требует от субъекта пробить х-отчет на момент рейдового налогового контроля. В условиях отсутствия ККМ данный факт фиксируется в акте РНК и по результатам рейдового налогового контроля принимаются меры в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
Сотрудник, получив х-отчет и/или промежуточный отчет, вместе с субъектом или ответственным лицом субъекта снимает фактический остаток наличных денежных средств в кассе субъекта с заполнением акта снятия остатков наличных денежных средств в кассе по форме, утверждаемой уполномоченным налоговым органом, где наличная выручка указывается покупюрно и выводится общая сумма выручки (в том числе указывается безналичный расчет) на момент контроля цифрами и прописью (далее – акт снятия наличных денежных средств), который прилагается к акту РНК. При снятии остатков наличных денежных средств в кассе субъект или ответственное лицо субъекта считает наличные денежные средства, а сотрудник заполняет акт снятия наличных денежных средств.
Акт снятия наличных денежных средств подписывается сотрудником и субъектом или ответственным лицом субъекта с указанием данных этого лица. В случае отказа субъекта или ответственного лица субъекта от подписания акта снятия остатков наличных денежных средств производится фото- и видеофиксация и в акт снятия наличных денежных средств вносится запись «от подписания акта снятия наличных денежных средств отказался, второй экземпляр данного акта вручен» с указанием даты вручения.
23. Если субъект на одном объекте применяет несколько ККМ, то контроль кассовой дисциплины осуществляется по каждой ККМ.
24. При снятии остатков наличных денежных средств в кассе сотрудник вправе производить обследование территории, помещения, объектов имущества субъекта, используемых для осуществления экономической деятельности, на предмет сокрытия сумм денежных средств, которые не были пробиты через ККМ.
25. Фактический остаток наличных денежных средств в кассе на момент рейдового налогового контроля сверяется с суммами, указанными в х-отчете и/или промежуточном отчете.
26. Если сумма наличных денежных средств в кассе оказалась больше суммы, указанной в х-отчете и/или промежуточном отчете, на величину одного расчетного показателя, то сумма излишков является подтверждением факта непробития контрольно-кассового чека покупателю (клиенту), и в акт РНК вносится запись «излишки» с указанием суммы цифрами и прописью, при этом у субъекта в обязательном порядке истребуется объяснительная, которая прилагается к акту РНК.
27. Если сумма наличных денежных средств в кассе оказалась меньше суммы, указанной в х-отчете и/или промежуточном отчете, то по факту недостачи субъект или ответственное лицо субъекта должно предоставить документы, подтверждающие расходы на недостающую сумму, и в акт РНК вносится запись «недостача» с указанием суммы цифрами и прописью.
28. Если сумма, указанная в промежуточном отчете, больше суммы, указанной в х-отчете, то сумма разницы является подтверждением непробития контрольно-кассового чека, и в акт РНК вносится запись «излишки» с указанием суммы цифрами и прописью, при этом у субъекта или ответственного лица субъекта в обязательном порядке истребуется объяснительная о выявленном факте несоответствия, которая прилагается к акту РНК.
29. При отказе в предоставлении объяснительной субъектом в акте РНК указывается информация об отказе в предоставлении объяснительной.
30. Если сумма, указанная в промежуточном отчете, меньше суммы, указанной в х-отчете, то сумма разницы относится к недостаче, и в акт РНК вносится запись «недостача» с указанием суммы цифрами и прописью.
31. При наличии инструментов безналичной оплаты сопоставляется сумма безналичных денежных средств, указанная в чеке или выписке по уплаченным суммам посредством инструментов безналичной оплаты, по отношению к безналичной выручке, указанной в х-отчете.
32. Если сумма безналичных денежных средств в чеке или выписке оказалась больше суммы, указанной в х-отчете и/или промежуточном отчете, на величину одного расчетного показателя, то сумма излишков является подтверждением факта непробития контрольно-кассового чека покупателю (клиенту), и в акт РНК вносится запись «излишки» с указанием суммы цифрами и прописью.
Субъект или ответственное лицо субъекта имеет право предоставить в письменном виде объяснительную, которая прилагается к акту РНК.
33. Если сумма безналичных денежных средств в чеке или выписке меньше суммы, указанной в х-отчете и/или промежуточном отчете, то по факту недостачи субъект должен предоставить документы, подтверждающие расходы на недостающую сумму, и в акт РНК вносится запись «недостача» с указанием суммы цифрами и прописью.
34. Если подтвержден факт излишков наличных и/или безналичных денежных средств по отношению к сумме, указанной в х-отчете, то субъект или ответственное лицо субъекта обязано пробить контрольно-кассовый чек через ККМ на сумму установленного излишка.
В зависимости от установленного вида нарушения требований и порядка применения ККМ в акт РНК вносятся следующие записи: «неприменение ККМ», «непробитие чека», «неисправная ККМ» и информация о приложении акта снятия наличных денежных средств, объяснительной или об отказе в предоставлении субъектом объяснительной.
35. При обнаружении неисправностей ККМ субъекты обязаны применять бланки квитанций в процессе осуществления денежных расчетов с клиентами и вносить соответствующие записи в книгу учета бланков квитанций, за исключением лиц, ведущих учет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете.
36. При использовании фискального программного обеспечения, применяемого для учета товаров, работ и услуг, по требованию сотрудника субъект или ответственное лицо субъекта обязано предоставить промежуточный отчет и/или итоговый отчет, содержащий итоговую информацию по суммам документов, предъявленных к оплате за определенный период времени.
Данные промежуточного и/или итогового отчета могут быть использованы при проведении налогового контроля.
В случае непредоставления промежуточного и/или итогового отчета за определенный период времени сотрудником составляется акт воспрепятствования.
37. При отказе субъекта в предоставлении сотруднику х-отчета и/или промежуточного отчета в акте РНК указывается информация об отказе в предоставлении х-отчета и/или промежуточного отчета. Также составляется акт воспрепятствования, в котором указывается факт неисполнения законных требований сотрудника, выраженный в непредоставлении х-отчета и/или промежуточного отчета.
Акт воспрепятствования подписывается сотрудником и субъектом или ответственным лицом субъекта с указанием данных этого лица. В случае отказа субъекта или ответственного лица субъекта от подписания акта воспрепятствования производится фото- и видеофиксация и в акт воспрепятствования вносится запись «от подписания акта воспрепятствования отказался, второй экземпляр данного акта вручен» с указанием даты вручения.
38. На основании установленных нарушений составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях с указанием конкретного вида нарушения.
В случае отказа от подписания протокола или отсутствия налогоплательщика, зарегистрированного по месту, где проводится рейдовый налоговый контроль, или ответственного лица субъекта протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с отражением данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
39. В ходе рейдового налогового контроля также осуществляется контроль на наличие:
1) ценников на реализуемые товары (в сфере обслуживания – наличие прейскурантов на оказываемые услуги, общественного питания – меню с указанием цен на каждое блюдо и напитки) и соответствие их контрольно-кассовым чекам и/или документам посредством фискальных программных средств учета товаров, работ и услуг;
2) информации о необходимости требования контрольно-кассового чека и ее размещении на видном покупателю или клиенту месте.
Отсутствие информации и/или ценников является нарушением требований статьи 129 Налогового кодекса Кыргызской Республики и отражается в акте РНК.
5.2. Контроль разрешительных документов
40. По первому требованию сотрудника субъект или ответственное лицо субъекта обязано предоставить разрешительные документы на право ведения экономической деятельности для проверки соответствия вида деятельности, указанной в свидетельстве, фактически осуществляемой, лицензию в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также свидетельство о постановке на специальный учет.
41. Если субъект осуществляет деятельность на патентной основе, то при проведении рейдового налогового контроля проверяется наличие патента, соответствие вида деятельности, указанной в патенте, виду деятельности фактически осуществляемой субъектом, срок его действия, а также территория действия патента.
42. При осуществлении экономической деятельности без налоговой регистрации и/или уплаты налога на основе патента или налога на деятельность в зонах торговли с особым режимом, и/или лицензии в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, и/или свидетельства о постановке на специальный учет и/или в случае отсутствия первичных учетных документов на товарно-материальные ценности, определенные Кабинетом Министров Кыргызской Республики, на момент рейдового налогового контроля информация об этом указывается в акте РНК и составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях с указанием конкретного вида нарушения.
В случае отказа от подписания протокола протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
Также в случае установления одного из видов вышеуказанных нарушений сотрудник имеет право опечатать/опломбировать объекты имущества, связанные с предпринимательской деятельностью субъекта.
43. При этом сотрудник составляет акт опечатывания/опломбирования по форме, утверждаемой уполномоченным налоговым органом, в котором указываются дата и место опечатывания, когда, кем, в присутствии кого. Опечатывание/опломбирование производится в присутствии субъекта или ответственного лица субъекта, акт опечатывания подписывается сотрудником, субъектом или ответственным лицом субъекта. При отказе субъекта или ответственного лица субъекта от подписания акта опечатывания/опломбирования производится фото- и видеофиксация и в акт опечатывания/опломбирования вносится запись «от подписания акта опечатывания/опломбирования отказался, второй экземпляр данного акта вручен» с указанием даты вручения.
5.3. Контроль полноты учета наемных работников
44. В ходе проведения рейдового налогового контроля сотрудник требует у субъекта или ответственного лица субъекта список наемных работников, список фактически находящихся на момент рейдового контроля работников, а также соответствующие документы, устанавливающие полномочия по исполнению обязанностей в интересах налогоплательщика, установленные Налоговым кодексом Кыргызской Республики.
Список наемных работников и фактическое количество наемных работников сверяется с данными, указанными в Реестре. При отсутствии актуальных сведений по наемным сотрудникам в Реестре, а также обнаружении факта неуплаты подоходного налога и/или страховых взносов, патента на наемных работников или страховых взносов в акт РНК вносится соответствующая запись и составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
В случае отказа от подписания протокола или отсутствия налогоплательщика, зарегистрированного по месту, где проводится рейдовый налоговый контроль, или ответственного лица субъекта протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с отражением данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
45. После рейдового налогового контроля список наемных работников сверяется с отчетом субъекта в базе данных органов налоговой службы.
На основании вышеуказанных данных сотрудник проводит рейдовый налоговый контроль, по результатам которого принимается соответствующее решение. Наряду с этим, по результатам данного контроля к субъекту применяются меры в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
46. В ходе рейдового налогового контроля в целях исполнения работодателем требований по выплате заработной платы в безналичной форме наемным работникам сотрудник обязан произвести сличение данных посписочно фактически присутствующих наемных работников на момент рейдового налогового контроля с данными, указанными в Реестре и/или отчете по подоходному налогу.
В случае установления фактов отсутствия фактически присутствующих наемных работников в сведениях по наемным сотрудникам в Реестре и/или отчете по подоходному налогу сотрудником составляется протокол о невыполнении требования по выплате заработной платы в безналичной форме в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
5.4. Контроль физических показателей объектов налогообложения и налоговой базы в отношении местных налогов
47. Для расчета налоговой базы в отношении местных налогов и проверки правильности и достоверности, составления, формирования и предоставления отчетов по налогу на имущество необходимо истребовать у субъекта действующий договор аренды объекта, в случае если собственником является проверяемый субъект – технический паспорт недвижимого имущества.
48. На основании вышеуказанных документов сотрудник проверяет факт уплаты налога на недвижимое имущество. В случае установления факта неуплаты налога на недвижимое имущество сотрудник проводит рейдовый налоговый контроль, по результатам которого принимается соответствующее решение. Наряду с этим, на основании данного решения к субъекту применяются меры в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
5.5. Контроль соблюдения порядка оборота товаров и сопроводительных документов и/или первичных учетных документов на поставку и/или приобретение товаров, работ и услуг
49. В ходе рейдового налогового контроля сотрудник требует у субъекта или ответственного лица субъекта сопроводительные документы и/или первичные учетные документы, связанные с оборотом товаров, оказанием услуг и выполнением работ, в случае отсутствия счета-фактуры или сопроводительных документов при их необходимости информация об этом указывается в акте РНК и составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
В случае отказа от подписания протокола или отсутствия налогоплательщика, зарегистрированного по месту, где проводится рейдовый налоговый контроль, или ответственного лица субъекта протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с отражением данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
50. В рамках рейдового налогового контроля сотрудник имеет право истребовать электронную товаро-транспортную накладную (далее – ЭТТН) (на товары, подпадающие под требования по обязательному применению ЭТТН) и электронную счет-фактуру (далее – ЭСФ), прейскурант, калькуляционную карту/норму расхода материалов/рецептуру (в случае если субъект является производителем товаров) на любой вид товара. В случае отсутствия ЭТТН и ЭСФ на товары сотрудник снимает остатки товарно-материальных ценностей и заносит данные в акт снятия товарно-материальных ценностей, а также применяет меры в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
При наличии у субъекта товаров, подпадающих под требования по обязательному применению ЭТТН, сотрудник проверяет наличие и правильность регистрации объекта экономической деятельности в модуле ЭТТН. В случае отсутствия или неправильной регистрации объекта экономической деятельности в модуле ЭТТН информация об этом указывается в акте РНК и составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
В ходе рейдового налогового контроля сотрудник проверяет соблюдение порядка оборота товаров, в отношении которых действует требование по обязательному применению ЭТТН. При выявлении нарушений порядка оборота товаров информация об этом указывается в акте РНК и составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
51. Если в ходе рейдового налогового контроля органом налоговой службы установлено наличие товара без первичных учетных документов, а также на момент проведения рейдового налогового контроля отсутствуют сведения в информационной системе электронных счетов-фактур, сотрудником составляется акт снятия товарно-материальных ценностей и к данному налогоплательщику применяется налоговая санкция по подоходному налогу в размере пяти процентов от рыночной стоимости такого товара.
В случае невозможности определения рыночной стоимости товара цена товара определяется в соответствии со статьями 138, 139 Налогового кодекса Кыргызской Республики.
Также к категории товаров без первичных учетных документов относятся товары, на которые отсутствовали первичные учетные документы, но которые были реализованы через ККМ.
52. Сотрудник органа налоговой службы выносит решение о применении налоговой санкции за приобретение товаров без первичных документов через информационную систему уполномоченного налогового органа, где присваивается номер и дата принятого решения, а также сумма начисленной санкции.
53. Решение о применении налоговой санкции за приобретение товаров без первичных документов вручается в соответствии со статьей 97 Налогового кодекса Кыргызской Республики.
5.6. Контроль обозначения товаров средствами идентификации, акцизными марками, учетно-контрольными марками, топливным маркером или молекулярным маркером
54. При производстве, импорте, ввозе, хранении и реализации субъектом подакцизной продукции, а также других товаров, подлежащих маркировке, в обязательном порядке проверяется наличие или отсутствие акцизных марок и/или средств идентификации, и/или контрольных идентификационных знаков (меток), и/или топливного маркера, и/или учетно-контрольных марок, и/или молекулярного маркера.
55. При наличии, соответствии и подлинности акцизных марок на реализуемые подакцизные товары, средств идентификации и/или контрольных идентификационных знаков (меток) на товары, и/или топливного маркера, и/или учетно-контрольных марок, и/или молекулярного маркера, подлежащие обязательной маркировке, в акт РНК вносится соответствующая запись «имеется».
56. При отсутствии акцизных марок и/или средств идентификации, и/или контрольных идентификационных знаков (меток), и/или топливного маркера, и/или учетно-контрольных марок, и/или молекулярного маркера в акт РНК вносится соответствующая запись «отсутствует».
57. Вместе с тем по выявленным нарушениям дополнительно составляется акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок по форме, утверждаемой уполномоченным налоговым органом, где указываются наименование, единица измерения, количество, цена и сумма товаров, подлежащих изъятию, в целях установления размера (стоимости) продукции, которая подлежала обязательному акцизному обложению, для проверки на предмет превышения порога, при котором наступает уголовная ответственность, установленная Уголовным кодексом Кыргызской Республики.
Цена продукции определяется по ценнику товара, а в случае отсутствия ценников – в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса Кыргызской Республики, но не ниже минимальных оптово-розничных цен, установленных решением Кабинета Министров Кыргызской Республики.
Акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок подписывается сотрудником, субъектом или ответственным лицом субъекта с указанием данных этого лица, а также у субъекта истребуется объяснительная, которая прилагается к данному акту. В случае отказа субъекта или ответственного лица субъекта от подписания акта о сплошном снятии акцизных марок и/или предоставления объяснительной акт подписывается привлеченными понятыми. В случае невозможности привлечения понятых производится фото- и видеофиксация и в акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок вносится запись «от подписания акта о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок отказался, второй экземпляр данного акта вручен» с указанием даты вручения.
58. Если размер (стоимость) продукции, которая подлежала обязательному акцизному обложению, превышает порог, при котором наступает уголовная ответственность, установленная Уголовным кодексом Кыргызской Республики, имущество изымается с составлением акта изъятия имущества для передачи в правоохранительные органы. В правоохранительные органы передается изъятый товар с копией акта РНК, к которому прилагаются акт изъятия имущества и акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок.
59. Если размер (стоимость) продукции, которая подлежала обязательному акцизному обложению, не превышает порог, при котором наступает уголовная ответственность, установленная Уголовным кодексом Кыргызской Республики, составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях, а также применяется дополнительное правовое последствие в виде изъятия имущества с составлением акта изъятия имущества. При временном изъятии маркируемых товаров к акту РНК прилагаются акт изъятия имущества и акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок.
В случае отказа от подписания протокола или отсутствия налогоплательщика, зарегистрированного по месту, где проводится рейдовый налоговый контроль, или ответственного лица субъекта протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с отражением данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
60. В целях установления поставщика у субъекта истребуется объяснительная записка. В случае установления поставщика сотрудник в акте РНК указывает характер нарушения, допущенного со стороны поставщика, и применяет меры в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях. В случае если вышеуказанный поставщик администрируется в другом налоговом органе сотрудник направляет копию акта РНК в соответствующий налоговый орган для привлечения к ответственности в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
61. После истечения срока обжалования в течение трех календарных дней материалы по делу направляются в суд для решения вопроса о возвращении собственнику, уничтожении или конфискации в доход государства временно изъятого имущества.
Вопрос о конфискации, возврате собственнику или уничтожении имущества разрешается судом.
5.7. Контроль обозначения товаров подлинными средствами идентификации, акцизными марками, топливным маркером, учетно-контрольными марками или молекулярным маркером
62. При установлении несоответствия акцизных марок, средств идентификации и/или контрольных идентификационных знаков (меток), и/или топливного маркера требованиям, установленным уполномоченным налоговым органом, в том числе в случае, если электронно-информационный элемент и/или средства идентификации, и/или топливный маркер не идентифицируются, в акт РНК вносится соответствующая запись «не соответствует требованиям» и/или указывается характер нарушения.
63. Вместе с тем по выявленным нарушениям дополнительно составляется акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок, где указываются наименование, единица измерения, количество, цена и сумма товаров, подлежащих изъятию, в целях установления количества акцизных марок и/или средств идентификации, и/или учетно-контрольных марок, и/или молекулярного маркера для проверки на предмет превышения порога, при котором наступает уголовная ответственность, установленная Уголовным кодексом Кыргызской Республики.
Акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок подписывается сотрудником, субъектом или ответственным лицом субъекта с указанием данных этого лица, а также у субъекта истребуется объяснительная, которая прилагается к данному акту. В случае отказа субъекта или ответственного лица субъекта от подписания акта о сплошном снятии акцизных марок и/или предоставления объяснительной акт подписывается привлеченными понятыми. В случае невозможности привлечения понятых производится фото- и видеофиксация и в акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок вносится запись «от подписания акта о сплошном снятии акцизных марок отказался, второй экземпляр данного акта вручен» с указанием даты вручения.
64. Если количество акцизных марок и/или средств идентификации, и/или топливного маркера, и/или учетно-контрольных марок, и/или молекулярного маркера превышает порог, при котором наступает уголовная ответственность, установленная Уголовным кодексом Кыргызской Республики, имущество изымается с составлением акта изъятия имущества для передачи в правоохранительные органы.
В правоохранительные органы передается изъятый товар с копией акта РНК, к которому прилагаются акт изъятия имущества и акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок.
65. Если количество акцизных марок и/или средств идентификации, и/или топливного маркера, и/или учетно-контрольных марок не превышает порог, при котором наступает уголовная ответственность, установленная Уголовным кодексом Кыргызской Республики, составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях, а также применяется дополнительное правовое последствие в виде изъятия имущества с составлением акта изъятия имущества. При временном изъятии маркируемых товаров к акту РНК прилагаются акт изъятия имущества и акт о сплошном снятии акцизных марок.
В случае составления протокола в отсутствие субъекта правонарушения либо при его отказе от подписания протокола составляется протокол с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с использованием данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
В целях установления поставщика товаров с несоответствующими требованиям, установленным уполномоченным налоговым органом, акцизными марками и/или учетно-контрольными марками, и/или молекулярным маркером у субъекта истребуется объяснительная записка.
66. После составления протокола акцизные марки, средства идентификации и/или контрольные идентификационные знаки (метки), и/или топливный маркер, и/или учетно-контрольные марки, не соответствующие требованиям, установленным уполномоченным налоговым органом, в течение десяти дней направляются на экспертизу и производство по делу приостанавливается. После получения результатов экспертизы комиссия по рассмотрению дел о правонарушениях возобновляет производство по делу.
67. Если по результатам экспертизы подлинность акцизных марок, средств идентификации и/или контрольных идентификационных знаков (меток), и/или топливного маркера, и/или учетно-контрольных марок, и/или молекулярного маркера подтвердится, то производство по делу прекращается в связи с отсутствием состава правонарушения, имущество возвращается субъекту с составлением акта приема-передачи на основании акта о сплошном снятии акцизных марок.
68. Если установлены несоответствия акцизных марок, средств идентификации и/или контрольных идентификационных знаков (меток), и/или топливного маркера, и/или учетно-контрольных марок, и/или молекулярного маркера, то применяются меры в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
69. При установлении поставщика и документального подтверждения факта поставки производство по делу в отношении субъекта прекращается, а меры в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях применяются в отношении поставщика. В случае если вышеуказанный поставщик администрируется в другом налоговом органе, сотрудник направляет копию акта РНК в соответствующий налоговый орган для привлечения к ответственности в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
70. Далее после истечения срока обжалования в течение трех календарных дней материалы по делу направляются в суд для решения вопроса о возвращении собственнику, уничтожении или конфискации в доход государства временно изъятого имущества.
Вопрос о конфискации, возврате собственнику или уничтожении имущества разрешается судом.
5.8. Контроль бесхозяйных товаров, подлежащих обозначению средствами идентификации, акцизными марками или топливным маркером
71. При обнаружении товаров, подлежащих обозначению средствами идентификации и/или акцизными марками, без соответствующих акцизных марок, средств идентификации и/или контрольных идентификационных знаков (меток), и/или топливного маркера, и/или учетно-контрольных марок, и/или молекулярного маркера, а также при обнаружении акцизных марок, средств идентификации и/или контрольных идентификационных знаков (меток) без владельца, и/или учетно-контрольных марок, и/или молекулярного маркера, не соответствующих требованиям, установленным уполномоченным налоговым органом, в акт РНК вносится запись «отсутствует» или «не соответствует требованиям» и/или указывается характер нарушения.
Вместе с тем с привлечением понятых составляется акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок, указанный в пункте 53 настоящего Порядка.
72. Если размер (стоимость) продукции, которая подлежала обязательному акцизному обложению, а также количество акцизных марок или средств идентификации, и/или топливного маркера, и/или учетно-контрольных марок, и/или молекулярного маркера превышают порог, при котором наступает уголовная ответственность, установленная Уголовным кодексом Кыргызской Республики, имущество изымается с составлением акта изъятия имущества для передачи в правоохранительные органы. Акт изъятия имущества составляется с привлечением понятых. В случае невозможности привлечения понятых производится фото- и видеофиксация и акт изъятия имущества подписывается сотрудником.
В правоохранительные органы передается изъятый товар с копией акта РНК, к которому прилагаются акт изъятия имущества и акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок.
73. Если размер (стоимость) продукции, которая подлежала обязательному акцизному обложению, а также количество акцизных марок и/или средств идентификации, и/или топливного маркера, и/или молекулярного маркера не превышают порог, при котором наступает уголовная ответственность, установленная Уголовным кодексом Кыргызской Республики, составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях, а также применяется дополнительное правовое последствие в виде изъятия имущества с составлением акта изъятия имущества. Акт изъятия имущества составляется с привлечением понятых. В случае невозможности привлечения понятых производится фото- и видеофиксация и акт изъятия имущества подписывается сотрудником.
При временном изъятии маркируемых товаров к акту РНК прилагаются акт изъятия имущества и акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок.
В данном случае составляется протокол согласно Кодексу Кыргызской Республики о правонарушениях с отметкой «без лица» в пункте «сведения о правонарушителе».
В соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях производство по делу приостанавливается, а также сотрудник обязан принять все меры к обнаружению и установлению лица, совершившего правонарушение.
74. Если личность правонарушителя не установлена после истечения срока давности, сотрудник направляет в суд протокол по делу о правонарушении, а также иные материалы для решения вопроса об уничтожении или конфискации в доход государства временно изъятого имущества.
Вопрос о конфискации или уничтожении имущества разрешается судом.
5.9. Контроль за субъектами, занимающимися реализацией горюче-смазочных материалов
75. При осуществлении контроля за субъектами, занимающимися реализацией горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) на автозаправочной станции (далее – АЗС), проверяется правильность применения автоматизированной системы управления автозаправочной станцией (далее – АСУ), при выявлении факта неприменения АСУ составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
В случае отказа от подписания или отсутствия субъекта протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с использованием данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте.
В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
76. Вместе с тем проверяется наличие ККМ. В случае отсутствия ККМ данный факт фиксируется в акте РНК и по результатам рейдового налогового контроля принимаются меры в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
Далее в ходе рейдового налогового контроля снимаются остатки денежных средств в кассе вместе с тем снимаются остатки показаний суммарных счетчиков топливораздаточных колонок (далее – ТРК) на АЗС и остатки ГСМ в резервуарах (емкостях). От показаний суммарных счетчиков ТРК на момент проверки вычитываются показания счетчиков ТРК на начало смены и определяется количество реализованных ГСМ (по маркам) на момент контроля. От количества реализованных ГСМ на момент контроля высчитывается количество ГСМ, отпущенных по безналичному расчету с обязательным представлением подтверждающих документов (талоны, накладная на внутреннее перемещение, акт перекачки и т. д.), полученная разница ГСМ умножается на продажную цену (по маркам) ГСМ и определяется сумма выручки. Сумма выручки, исчисленная от объема реализованных ГСМ, должна совпадать с суммой х-отчета.
Если сумма выручки, исчисленная от объема реализованных ГСМ больше, чем сумма фактического остатка наличных денежных средств в кассе на момент рейдового налогового контроля и/или х-отчета, то сумма разницы (излишков) является подтверждением непробития контрольно-кассового чека и в акт РНК вносится запись «излишки» с указанием суммы цифрами и прописью.
По указанному факту составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
При этом у субъекта в обязательном порядке истребуется объяснительная о выявленном факте несоответствия, которая прилагается к акту РНК. В случае отказа в предоставлении объяснительной в акте РНК кроме характера установленного нарушения еще указывается информация об отказе в предоставлении объяснительной.
В случае отказа от подписания протокола или отсутствия налогоплательщика, зарегистрированного по месту, где проводится рейдовый налоговый контроль, или ответственного лица субъекта протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с отражением данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
77. При осуществлении контроля субъектов, реализовывающих ввоз, хранение, производство и реализацию нефтепродуктов, в ходе рейдового налогового контроля также обязательно проверяется наличие и соответствие контрольных пломб органа налоговой службы. Результаты проверки отражаются в акте РНК.
В случае установления факта срыва пломбы в акте РНК делается запись «срыв пломбы», данный факт фиксируется в акте РНК с проведением фото- и видеофиксации.
Составленные материалы передаются в правоохранительные органы для привлечения к ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Кыргызской Республики.
78. При установлении факта нарушения требования к розничному и/или оптовому ввозу, хранению, производству и реализации нефтепродуктов, определенного Кабинетом Министров Кыргызской Республики, составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
В случае отказа от подписания протокола или отсутствия налогоплательщика, зарегистрированного по месту, где проводится рейдовый налоговый контроль, или ответственного лица субъекта протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с отражением данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
79. В рамках рейдового налогового контроля сотрудник проверяет документы на предмет наличия в собственности базы хранения нефтепродуктов в резервуарах, а также паспорт продукции, выдаваемый изготовителем или продавцом (на предприятиях, осуществляющих хранение готовой к реализации продукции). Кроме этого, сотрудник проверяет условия хранения нефтепродуктов, факт применения ЭТТН, а также наличие контрольных пломб. В случае установления хотя бы одного из вышеуказанных нарушений в акте РНК указывается соответствующий вид нарушения (их виды) и составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
В случае отказа от подписания протокола или отсутствия налогоплательщика, зарегистрированного по месту, где проводится рейдовый налоговый контроль, или ответственного лица субъекта протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с отражением данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
80. В ходе рейдового налогового контроля контролируются места торговли ГСМ вне АЗС. В случае обнаружения такого рода нарушения в акте РНК указывается соответствующая информация и составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях, а также применяется дополнительное правовое последствие в виде изъятия имущества с составлением акта изъятия имущества. При временном изъятии имущества к акту РНК прилагается акт изъятия имущества.
В случае отказа от подписания протокола или отсутствия налогоплательщика, зарегистрированного по месту, где проводится рейдовый налоговый контроль, или ответственного лица субъекта протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с отражением данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
81. После истечения срока обжалования в течение трех календарных дней материалы по делу направляются в суд для решения вопроса об уничтожении или конфискации в доход государства временно изъятого имущества.
Вопрос о конфискации или уничтожении имущества разрешается судом.
82. Если в ходе рейдового налогового контроля объект правонарушения оставляется без присмотра на месте совершения правонарушения, то в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях составляется протокол с отметкой «без лица» в пункте «сведения о правонарушителе».
В соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях производство по делу приостанавливается, а также сотрудник обязан принять все меры к обнаружению и установлению лица, совершившего правонарушение.
83. Если личность правонарушителя не установлена, составленные материалы сотрудник направляет в суд вместе с протоколом по делу о правонарушении для решения вопроса об уничтожении или конфискации в доход государства временно изъятого имущества.
84. Вопрос о конфискации или уничтожении имущества разрешается судом и исполняется соответствующим подразделением службы судебных исполнителей.
5.10. Контроль лицензии на производство и оптовую реализацию алкогольной продукции
85. В ходе проведения рейдового налогового контроля в случае, если субъект осуществляет производство и оборот (хранение в целях производства или реализации, оптовая реализация) алкогольной продукции, то сотрудник требует у субъекта или ответственного лица субъекта лицензию на производство и оборот (хранение в целях производства или реализации, оптовая реализация) алкогольной продукции.
В случае отсутствия лицензии на производство и оборот (хранение в целях производства или реализации, оптовая реализация) алкогольной продукции в акт РНК вносится запись «отсутствует».
86. Кроме того, дополнительно составляется акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок по форме, утверждаемой уполномоченным налоговым органом, где указываются наименование, единица измерения, количество, цена и сумма товаров.
Акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок подписывается сотрудником, субъектом или ответственным лицом субъекта с указанием данных этого лица, а также у субъекта истребуется объяснительная, которая прилагается к данному акту. В случае если субъект или ответственное лицо субъекта отказывается от подписи, в акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок вносится запись «от подписания акта о сплошном снятии акцизных марок отказался, второй экземпляр данного акта вручен» с указанием даты вручения.
87. После снятия акцизных марок производится изъятие имущества с составлением акта изъятия имущества. При временном изъятии алкогольной продукции к акту РНК прилагаются акт изъятия имущества и акт о сплошном снятии акцизных марок и/или учетно-контрольных марок.
88. Также проверяются:
1) наличие на бутылке информации, нанесенной на этикетку и контрэтикетку (для импортной продукции – на специально наклеенном на контрэтикетку стикере (наклейке), на государственном и официальном языках, которая содержит сведения, предусмотренные законодательством в сфере оборота спиртосодержащей продукции (наименование алкогольной продукции, наименование производителя и его юридический адрес, в случае импорта – наименование импортера и его юридический адрес, страна происхождения продукции, объем продукции в потребительской таре, дата изготовления, срок использования, крепость в процентах и условия хранения);
2) наличие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства продукции (лицензия, сертификаты соответствия, товарно-транспортная накладная или счет-фактура);
3) наличие торговых и складских помещений у субъектов предпринимательства, осуществляющих реализацию алкогольной продукции;
4) реализация алкогольной продукции в местах, запрещенных законодательством Кыргызской Республики в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
– в детских, образовательных организациях и на прилегающих к ним территориях, а также непосредственно на территориях медицинских учреждений;
– на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
– в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), на территории физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
– в местах проведения массовых мероприятий, на территории воинских частей, за исключением объектов военной торговли, а также в палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин и других местах, не приспособленных для продажи алкогольной продукции;
5) возраст продавца, реализующего алкогольную продукцию должен быть старше 18 лет;
6) запрет на реализацию алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет.
89. После проведения всех процедур по выявленным нарушениям составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях. В случае отказа от подписания протокола или отсутствия налогоплательщика, зарегистрированного по месту, где проводится рейдовый налоговый контроль, или ответственного лица субъекта протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с отражением данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается вместе с извещением о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
5.11. Контроль за субъектами, осуществляющими реализацию и/или скупку, и/или изготовление ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и их лома
90. При проведении рейдового налогового контроля субъектов, осуществляющих операции с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней и их лома, сотрудник проводит следующие процедуры:
1) проверяет наличие свидетельства о постановке на специальный учет;
2) проводит полное снятие остатков ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и их лома и составляет акт снятия фактического наличия остатков драгоценных металлов по форме, утверждаемой уполномоченным налоговым органом;
3) проверяет наличие оттисков государственного пробирного клейма Кыргызской Республики на реализуемых изделиях;
4) осуществляет сверку фактического наличия изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на предмет отклонения с учетными данными (счета-фактуры, журнал учета реализации, скупки и изготовления, бухгалтерские документы, грузовая таможенная декларация);
5) проводит сверку данных грузовой таможенной декларации по ввезенным изделиям из драгоценных металлов и драгоценных камней на предмет отклонения с данными экспертизы драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий налогового органа по прохождению государственного контроля, а также опробования и клеймения;
6) проводит контроль соблюдения правил продажи ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики (наличие ярлыка с указанием наименования изделия, пробы, массы, цены за 1 грамм изделия, вида вставок и их характеристик, цены изделия (изделия иностранного производства должны иметь на ярлыке указание страны-изготовителя);
7) проводит контроль соблюдения правил работы пунктов скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
8) проверяет целевое использование сырья, полученного из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Кыргызской Республики;
9) проверяет соблюдение сроков предоставления изготовленных ювелирных изделий из драгоценных металлов на опробирование и клеймение.
91. При обнаружении ювелирных изделий без оттисков пробирного клейма Кыргызской Республики, а также изделий с оттисками, вызывающих сомнения в своей подлинности, вследствие неясного рельефа, стертости или имеющих признаки впаянного оттиска пробирного клейма, в акте РНК в графе «примечание» отражается поручение (предписание) об устранении выявленных нарушений путем представления в течение пяти рабочих дней указанных изделий на опробование и клеймение.
92. При установлении одного из видов вышеуказанных нарушений информация об этом указывается в акте РНК с указанием конкретного вида нарушения и составляется протокол в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
93. В случае отказа от подписания протокола или отсутствия налогоплательщика, зарегистрированного по месту, где проводится рейдовый налоговый контроль, или ответственного лица субъекта протокол составляется с отметкой «с фактом правонарушения не согласен» и в протоколе на бумажном носителе делается запись «отказано» с отражением данных субъекта, указанных в информационной системе уполномоченного налогового органа, и вручается извещение о назначении времени и места рассмотрения дела о правонарушении либо направляется по почте. В данном случае материалы дела передаются в комиссию по рассмотрению дел о правонарушениях.
94. По результатам рейдового налогового контроля сотрудником заполняется проверочный лист по форме, утверждаемой уполномоченным налоговым органом, в целях оценки степени риска субъектов предпринимательства, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в части соблюдения законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
В зависимости от уровня риска, определенного по результатам оценки, субъекты предпринимательства, подлежащие контролю, относятся к одной из следующих степеней риска:
1) незначительная – при сумме баллов от 1 до 40 включительно субъект предпринимательства относится к незначительной степени риска и подлежит налоговому контролю по вопросам осуществления операций с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также с их ломом не чаще одного раза в пять лет;
2) средняя – при сумме баллов от 41 до 70 включительно субъект предпринимательства относится к средней степени риска и подлежит налоговому контролю по вопросам осуществления операций с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также с их ломом не чаще одного раза в три года;
3) высокая – при сумме баллов от 71 до 100 включительно субъект предпринимательства относится к высокой степени риска и подлежит налоговому контролю по вопросам осуществления операций с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также с их ломом не чаще одного раза в год.
При проведении налогового контроля в отношении субъектов предпринимательства, осуществляющих зубопротезирование с использованием драгоценных металлов, ремонт ювелирных изделий из драгоценных металлов, а также залоговые операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, заполнение проверочного листа по соблюдению законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов не требуется.
Глава 6. Контроль товаров в рамках ЕАЭС
6.1. Контроль за импортом и экспортом товаров в рамках ЕАЭС
95. При проведении налогового контроля субъектов, осуществляющих ввоз (импорт) товаров из государств – членов ЕАЭС в Кыргызскую Республику и вывоз (экспорт) товаров в государства – члены ЕАЭС из Кыргызской Республики, орган налоговой службы осуществляет обследование и осмотр предметов, объектов имущества (автотранспортное средство, железнодорожный вагон, склады, терминалы, ангары, контейнеры, торговые точки и т. п.), принадлежащих лицам независимо от формы их собственности (государственная собственность, собственность юридического или физического лица) и используемых субъектом для хранения (в том числе временного) и/или перевозки, и/или реализации товара, на предмет наличия первичных учетных документов (сопроводительная накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, международная транспортная накладная (CMR), соответствующие сопроводительные документы на право ввоза с Республики Казахстан товаров, включенных в перечень товаров ВТО, на территорию Кыргызской Республики и т. п.) на имеющийся товар и соответствие указанных в них показателей фактическим показателям товара.
96. При установлении фактов несоответствия и/или отсутствия разрешительных документов, в том числе первичных учетных документов, сотрудник информирует об этом соответствующую мобильную группу.
6.2. Контроль за неучтенными товарами
в рамках мобильной группы
97. Мобильная группа закрепляется за соответствующей территорией и/или пунктом учета товаров (далее – мобильная группа).
Мобильная группа после получения информации от должностного лица пункта учета товаров или должностного лица уполномоченного органа в сфере охраны Государственной границы Кыргызской Республики или из иных источников, свидетельствующих о нарушении импортером (перевозчиком) норм законодательства Кыргызской Республики и/или ЕАЭС, в течение тридцати минут прибывает в пункт учета товаров или контрольно-пропускной пункт, подтверждает получение информации путем записи в журнале учета приема информации по форме, утвержденной уполномоченным налоговым органом Кыргызской Республики.
По прибытии на место соответствующий сотрудник в составе мобильной группы требует у импортера или экспортера предоставления первичных учетных документов, оформленных в соответствии с требованием законодательства ЕАЭС и налогового законодательства Кыргызской Республики.
98. Если первичные учетные документы на импортируемые товары отсутствуют или отсутствуют на товары при их вывозе (экспорте) из Кыргызской Республики в государства – члены ЕАЭС, или оформлены с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также законодательством ЕАЭС, то в акте РНК отражается их отсутствие или характер этих нарушений (фиктивные, неправильно оформленные, не представляется возможным его прочитывание и определение его достоверности и т. п.) с последующим составлением протокола в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
99. После совершения вышеуказанных мероприятий мобильная группа осуществляет временное задержание транспортного средства с товаром (грузом) и размещение задержанного транспортного средства с товаром (грузом) на штрафную стоянку органа налоговой службы либо на складах временного хранения до выяснения обстоятельств и исполнения требований порядка обеспечения учета товаров в рамках торговли с государствами – членами ЕАЭС при ввозе (импорте) и вывозе (экспорте) в/из Кыргызскую(ой) Республику(и).
100. При предоставлении импортером или экспортером необходимых документов соответствующий сотрудник в составе мобильной группы производит сверку фактических показателей ввозимого (импортируемого) или вывозимого (экспортируемого) товара (груза) с показателями, указанными в представленных грузо-сопроводительных документах. В случае соответствия фактических показателей показателям, указанным в представленных документах, транспортное средство с товаром (грузом) отпускается для дальнейшего свободного перемещения с составлением акта приема-передачи.
101. При установлении несоответствий показателей или отсутствии документов к субъекту, допустившему нарушение, применяется дополнительное правовое последствие в виде изъятия имущества с составлением акта изъятия имущества. При временном изъятии имущества к акту РНК прилагается акт изъятия имущества. Далее выносится постановление о наложении взыскания в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
102. После истечения срока обжалования в течение трех дней материалы по делу направляются в суд для решения вопроса о возвращении собственнику, уничтожении или конфискации в доход государства временно изъятого имущества.
Вопрос о конфискации, возврате собственнику или уничтожении имущества разрешается судом и исполняется соответствующим подразделением службы судебных исполнителей.
103. При непредоставлении или несоответствии документов, а также в целях установления наличия неучтенного товара сотрудник органа налоговой службы производит выборочное и/или сплошное снятие остатков товарно-материальных ценностей.
В случае если для проведения снятия остатков товарно-материальных ценностей требуется определенный период времени, который недостаточен для завершения снятия остатков товарно-материальных ценностей, акт РНК оформляется текущей датой проведения контроля с заполнением всех необходимых пунктов, при этом дата окончания контроля и результаты снятия остатков товарно-материальных ценностей указываются после завершения процедуры снятия остатков.
Результаты снятия остатков товарно-материальных ценностей передаются в соответствующий налоговый орган, на территории которого зарегистрирован правонарушитель, для проведения соответствующей налоговой проверки.
104. При установлении хранения товаров в складских помещениях на территории Кыргызской Республики без соответствующих документов сотрудник органа налоговой службы истребует у субъекта объяснительную записку в целях установления поставщика. В случае неустановления поставщика сотрудник осуществляет снятие фактических остатков товарно-материальных ценностей. По результатам проведенных мероприятий составленные материалы передаются в соответствующий налоговый орган для проведения налоговой проверки. Наряду с этим, к субъекту применяются меры в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях. В случае отсутствия регистрации субъекта в органах налоговой службы сотрудник обязан произвести опечатывание/опломбирование объекта имущества, а также принять меры по факту ведения экономической деятельности без налоговой регистрации в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.
105. При перемещении товаров на территории Кыргызской Республики без соответствующих документов сотрудник осуществляет временное задержание транспортного средства с товаром (грузом) и размещение задержанного транспортного средства с товаром (грузом) на штрафную стоянку органа налоговой службы либо на складах временного хранения до выяснения обстоятельств и предоставления соответствующих необходимых документов.
106. При предоставлении субъектом и/или ответственным лицом субъекта соответствующих необходимых документов сотрудник производит сверку фактических показателей товара (груза) с показателями, указанными в документах. В случае соответствия показателей производство по делу о правонарушениях прекращается, а транспортное средство с товаром (грузом) отпускается с составлением акта приема-передачи.
107. При несоответствии или отсутствии документов применяется дополнительное правовое последствие в виде временного изъятия имущества с составлением акта изъятия имущества. При временном изъятии имущества к акту РНК прилагается акт временного изъятия имущества.
108. После истечения срока обжалования в течение трех дней материалы по делу направляются в суд для решения вопроса о возвращении собственнику, уничтожении или конфискации в доход государства временно изъятого имущества.
Вопрос о возврате собственнику, уничтожении или конфискации имущества разрешается судом и исполняется соответствующим подразделением службы судебных исполнителей.
Глава 7. Оформление акта РНК
109. На основании предписания, выданного органами налоговой службы в информационной системе уполномоченного налогового органа, формируются акты РНК.
110. Акт РНК и приложения к нему могут быть оформлены как в бумажной, так и в цифровой форме на соответствующем носителе. Оформленный акт в бумажной форме подписывается сотрудником и субъектом или ответственным лицом субъекта, при оформлении акта в цифровой форме сотрудник и субъект или ответственное лицо субъекта используют собственноручную подпись.
111. При бумажной форме оформления второй экземпляр акта РНК со всеми приложениями вручается под подпись субъекту или ответственному лицу субъекта. В случае отказа от подписания в акт РНК, который подписывается сотрудником, вносится запись «от подписания акта РНК отказался, второй экземпляр данного акта вручен» с указанием даты вручения.
112. При цифровой форме оформления цифровой акт РНК со всеми приложениями направляется в личный кабинет налогоплательщика либо по взаимному согласованию на цифровой адрес или мессенджер субъекта.
113. В акте РНК обязательно указываются:
1) номер акта РНК;
2) дата, место, время начала проведения рейдового налогового контроля;
3) Ф.И.О. и должность сотрудника;
4) номер и дата предписания;
5) наименование органа налоговой службы, выдавшего предписание;
6) Ф.И.О. субъекта или ответственного лица, присутствовавшего в момент контроля, занимаемая должность, контактный номер телефона и адрес места его жительства;
7) наименование и адрес объекта предпринимательства, также при применении субъектом оборудования (программно-технического устройства), предназначенного для совершения операций с использованием банковских платежных карт, цифровых денег, двухмерных символов штрих-кода (QR-кода) национального стандарта, зарегистрированного на иное лицо и/или самого субъекта, предназначенного для осуществления платежей личного характера, не связанных с предпринимательской деятельностью, в акт РНК необходимо включить следующие данные:
– наименование и номер цифрового кошелька, который используется субъектом при осуществлении предпринимательской деятельности;
– номер банковского счета, применяемого субъектом при осуществлении предпринимательской деятельности, с обязательным указанием наименования банка;
– Ф.И.О., а также ИНН лица, на которого зарегистрировано оборудование (программно-техническое устройство), предназначенное для совершения операций с использованием банковских платежных карт, цифровых денег, двухмерных символов штрих-кода (QR-кода) национального стандарта;
– сведения о характере выявленного нарушения;
8) наименование субъекта, его ИНН и наименование налогового органа, где зарегистрирован субъект;
9) наличие разрешительных документов на право ведения экономической деятельности (серия и номер свидетельства о государственной регистрации и/или патента, страхового полиса, дата выдачи и срок действия);
10) количество наемных работников;
11) наличие книги инспекторских проверок;
12) вид деятельности;
13) наличие ККМ;
14) сумма наличной выручки согласно акту снятия наличных денежных средств в кассе;
15) сумма, указанная в х-отчете, сам х-отчет прилагается к акту РНК;
16) сумма, указанная в промежуточном отчете посредством фискальных программных средств учета товаров, работ и услуг, сам промежуточный отчет прилагается к акту РНК;
17) сумма безналичной выручки согласно х-отчету, формируемому по платежам в безналичной форме;
18) подписи сотрудника и субъекта или ответственного лица субъекта;
19) наличие или отсутствие лицензии, номер, серия и дата ее выдачи (для субъектов, деятельность которых подлежит лицензированию согласно законодательству о лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике);
20) наличие или отсутствие свидетельства о постановке на специальный учет.
114. При отказе субъекта или ответственного лица субъекта от подписания акта РНК производится фото- и видеофиксация и в акт РНК, который подписывается сотрудником, вносится запись «от подписания акта РНК отказался, второй экземпляр данного акта вручен» с указанием даты вручения.
115. Если акт РНК был составлен налоговым органом по месту осуществления деятельности субъекта, а его налоговая регистрация находится в другом налоговом органе, то нарушения налогового законодательства, указанные в акте РНК, рассматриваются по месту осуществления деятельности.
116. Результаты рейдового налогового контроля служат одним из оснований для определения факторов риска при формировании риск-ориентированных субъектов, подлежащих установлению налогового поста, и/или назначения соответствующей налоговой проверки.
117. При осуществлении рейдового налогового контроля сотрудник имеет право требовать от субъекта или ответственного лица субъекта представления документов по исчислению, удержанию и уплате налогов в бюджет, требовать от налогоплательщика пояснений по заполнению документов по исчислению, удержанию и уплате налогов, документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность удержания и уплаты налогов, а также получать у субъекта или ответственного лица субъекта копии документов, которые прилагаются к акту РНК и используются при проведении рейдового налогового контроля.».