Загрузка документа…
|
| Приложение 1 |
|
| (к распоряжению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 16 сентября 2026 года № 705-т) |
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК формирования и обращения счета-фактуры в виде цифрового документа в модуле "Электронный счет-фактура 2.0"
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Порядок регулирует правила применения модуля "Электронный счет-фактура 2.0" (далее - модуль ЭСФ) и устанавливает процедуры документооборота между участниками цифрового взаимодействия (далее - участники цифрового документооборота) при применении модуля ЭСФ в пилотном режиме.
2. В настоящем Порядке применяются следующие понятия и определения:
1) модуль "Электронный счет-фактура 2.0" - модуль информационной системы налогового администрирования Кыргызской Республики, посредством которого субъектом формируется и применяется электронный счет-фактура (далее - ЭСФ);
2) налогоплательщик - субъект, на которого возлагается обязанность уплачивать налоги и оформлять ЭСФ при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством Кыргызской Республики. В целях настоящего Порядка к налогоплательщикам также относятся плательщики страховых взносов и неналоговых доходов, а также субъекты, признанные бездействующими в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики;
3) номер счета-фактуры - уникальный сгенерированный номер ЭСФ, формируемого в модуле ЭСФ;
4) счет-фактура - налоговый документ, оформляемый налогоплательщиком при реализации товара, выполнении работ и оказании услуг в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики в виде цифрового документа или документа на бумажном носителе;
5) склад учета товаров - компонент модуля ЭСФ, предназначенный для ведения учета товаров, производственных, торговых, складских, строительных и иных объектов субъекта (далее - объекты экономической деятельности), обязанного применять ЭСФ.
Под ведением учета товаров понимается процесс обязательного отражения субъектом в модуле ЭСФ операций, связанных с поступлением, движением, изменением и выбытием товаров, а также формирования и учета остатков таких товаров на складе учета товаров;
6) каталог товаров - формируемый посредством модуля "Каталог товаров, работ и услуг" единый упорядоченный перечень товаров;
7) каталог работ и услуг - формируемый посредством модуля "Каталог товаров, работ и услуг" единый упорядоченный перечень работ и услуг;
8) цифровой документооборот - процесс формирования, отправки, получения, обработки, хранения и учета ЭСФ в модуле ЭСФ;
9) цифровая подпись - информация в цифровой форме, которая присоединена к другой информации в цифровой форме и (или) логически связана с ней и используется для обеспечения неизменности цифрового документа и определения автора цифрового документа;
10) квалифицированный сертификат ключа проверки цифровой подписи (квалифицированный сертификат) - сертификат ключа проверки цифровой подписи, выданный аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо отраслевым регулятором, осуществляющим функции корневого удостоверяющего центра;
11) приостановление действия учетной записи в качестве участника цифрового документооборота в модуле ЭСФ - временное ограничение функционала учетной записи налогоплательщика в модуле ЭСФ, в результате которого блокируется возможность оформления ЭСФ;
12) счет-фактура в рамках торговой деятельности на электронной торговой площадке - сопроводительный документ, оформляемый при вывозе товаров без перехода права собственности с территории Кыргызской Республики в государства - члены Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) налогоплательщиком, осуществляющим торговую деятельность на электронной торговой площадке.
3. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке, трактуются в значении, определенном настоящим Порядком. В случае отсутствия трактовки терминов и определений в настоящем Порядке термины и определения трактуются в значении, определенном соответствующим законодательством Кыргызской Республики и (или) правом ЕАЭС.
4. Участниками цифрового документооборота являются:
1) налогоплательщик - поставщик или покупатель, зарегистрированный в модуле ЭСФ согласно настоящему Порядку;
2) органы налоговой службы.
5. Поставка сопутствующих работ или услуг, связанных с поставкой товаров, когда поставка товаров является основной по отношению к поставке таких работ или услуг, является частью поставки товаров.
В случае, когда поставка работ или услуг является основной по отношению к поставке товаров, поставка сопутствующих товаров, связанная с поставкой работ или услуг, является частью поставки работ или услуг.
6. Модуль ЭСФ обеспечивает хранение информации при обращении (формировании/получении) ЭСФ в течение срока исковой давности, установленного налоговым законодательством Кыргызской Республики. По истечении срока исковой давности, установленного налоговым законодательством Кыргызской Республики, информация, которая хранится в модуле ЭСФ, безвозвратно удаляется уполномоченным налоговым органом.
Глава 2. Порядок регистрации и аннулирования субъекта в модуле ЭСФ
7. Регистрация субъекта в модуле ЭСФ в качестве участника цифрового документооборота осуществляется посредством кабинета налогоплательщика с применением квалифицированной цифровой подписи.
Порядок получения субъектом доступа к кабинету налогоплательщика определяется уполномоченным налоговым органом.
Не допускается оформление ЭСФ в модуле ЭСФ при отсутствии у субъекта зарегистрированного налогового режима и (или) действующего патента.
8. При ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя заявление в модуле ЭСФ на аннулирование регистрации подается при условии отсутствия остатков товаров на складе учета товаров и активного фактического склада учета товаров, за исключением:
1) налогоплательщиков, отнесенных к категории бездействующих в порядке, установленном уполномоченным налоговым органом;
2) умершего или объявленного умершим индивидуального предпринимателя.
Аннулирование регистрации налогоплательщиков в модуле ЭСФ, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, осуществляется в соответствии с порядком, определяемым уполномоченным налоговым органом.
9. Органы налоговой службы вправе приостановить действие учетной записи в качестве участника цифрового документооборота в модуле ЭСФ в случае наличия следующих рисков:
1) отсутствие документов, подтверждающих происхождение товаров;
2) выявление фактов отсутствия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;
3) непредставление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики;
4) неподтверждение экспортных поставок;
5) установление факта отсутствия индивидуального предпринимателя либо юридического лица по адресу налоговой регистрации (юридическому адресу) и (или) по адресу фактического склада учета товаров;
6) отказ налогоплательщика от проведения либо воспрепятствование проведению в отношении него мероприятий налогового контроля;
7) наличие признанной налогоплательщиком налоговой задолженности, по которой полностью истекли установленные сроки для ее добровольного погашения.
Органы налоговой службы возобновляют действие учетной записи в качестве участника цифрового документооборота в модуле ЭСФ в случае неподтверждения и (или) устранения рисков.
Приостановление действия учетной записи в качестве участника цифрового документооборота в модуле ЭСФ не отменяет обязанности налогоплательщика по выполнению иных операций в модуле ЭСФ, за исключением оформления ЭСФ.
Регламент приостановления и возобновления действий учетной записи в качестве участника цифрового документооборота налогоплательщика в модуле ЭСФ определяется уполномоченным налоговым органом.
Глава 3. Формирование и применение склада учета товаров
10. Склад учета товаров в модуле ЭСФ применяется при ведении учета товаров, в отношении которых Кабинетом Министров Кыргызской Республики установлено обязательное ведение учета товаров при выполнении операций в модуле ЭСФ.
11. Реализация, а также выполнение иных операций выбытия с товарами, в отношении которых установлено обязательное ведение учета товаров, допускаются исключительно при наличии остатка таких товаров на складе учета товаров в модуле ЭСФ, за исключением реализации вне территории.
12. Склад учета товаров разделяется на следующие типы:
1) системный - формируется автоматически в модуле ЭСФ по юридическому адресу налогоплательщика в момент его регистрации в качестве участника цифрового документооборота;
2) фактический - создается налогоплательщиком с указанием фактического адреса объекта экономической деятельности.
13. Поступление товаров при получении ЭСФ от субъектов осуществляется на системный склад учета товаров. Не допускается реализация товаров с системного склада учета товаров при применении фактического склада учета товаров.
14. Создание фактического склада учета товаров и ведение учета товаров по каждому объекту экономической деятельности в модуле ЭСФ осуществляются:
1) субъектом предпринимательства, осуществляющим реализацию нефти и нефтепродуктов на автозаправочных станциях, автомобильных газозаправочных станциях, автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях, в газохранилищах, нефтехранилищах и (или) на нефтебазах, - на обязательной основе;
2) остальными субъектами предпринимательства - на добровольной основе.
15. Фактический склад учета товаров имеет следующие статусы:
1) активный;
2) деактивированный.
16. В случае закрытия объекта экономической деятельности налогоплательщик обязан деактивировать соответствующий фактический склад учета товаров в модуле ЭСФ. Деактивация допускается при условии отсутствия остатков товаров на таком складе учета товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 главы 2 настоящего Порядка.
17. Системный склад учета товаров аннулируется вместе с подачей заявления на аннулирование регистрации налогоплательщика в модуле ЭСФ либо в ином порядке, установленном для категорий субъектов, указанных в исключениях пункта 8 главы 2 настоящего Порядка.
Не допускается наличие остатка товаров на складе учета товаров на момент подачи заявления на аннулирование регистрации налогоплательщика в модуле ЭСФ.
§ 1. Применение модуля ЭСФ
18. В модуле ЭСФ субъектом оформляются следующие операции:
1) оприходование;
2) приобретение;
3) реализация;
4) вывоз товара в рамках электронной торговли;
5) корректировка;
6) списание;
7) перемещение (при применении фактического склада учета товаров);
8) инвентаризация (пересортица, конвертация, уценка и т.д.);
9) оформление первичных учетных документов;
10) оформление операций с давальческим сырьем и продуктом его переработки.
19. В случае выполнения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, документ в обязательном порядке формируется с указанием информации, определяемой уполномоченным налоговым органом.
20. При реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, ЭСФ оформляется с указанием кодов идентификации (в том числе кодов идентификации групповых упаковок, кодов идентификации транспортных упаковок), за исключением случаев реализации таких товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, для личного и (или) семейного потребления.
21. Для работы в модуле ЭСФ субъект обязан применять каталог товаров, работ и услуг в соответствии с порядком, определенным Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
22. Порядок оформления, применения и формирования документов в модуле ЭСФ в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы определяется уполномоченным налоговым органом.
§ 2. Операции реализации и приобретения в модуле ЭСФ
23. Поставщик при реализации товаров, работ или услуг:
1) оформляет ЭСФ в соответствии с настоящим Порядком;
2) направляет ЭСФ покупателю через модуль ЭСФ.
24. Формирование/получение ЭСФ осуществляется посредством модуля ЭСФ через:
1) профиль налогоплательщика, позволяющий в реальном режиме осуществлять единичное формирование/получение ЭСФ или пакетную загрузку/выгрузку ЭСФ в модуле ЭСФ;
2) внешний программный интерфейс, позволяющий фискальному программному обеспечению налогоплательщика выполнять в модуле ЭСФ все операции, предусмотренные в профиле налогоплательщика.
25. ЭСФ на поставки формируется в срок не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем поставки, с указанием в ЭСФ фактической даты поставки, если иное не установлено настоящей главой.
ЭСФ оформляется не позднее десяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным, в случае:
1) реализации товаров, в том числе посредством торговой платформы, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями;
2) реализации нефтепродуктов с использованием топливных карт и (или) топливных талонов;
3) выполнения работ и оказания услуг.
26. При экспорте товаров ЭСФ оформляется до вывоза товаров с территории Кыргызской Республики.
При реализации нефти и нефтепродуктов в газохранилищах, нефтехранилищах и (или) на нефтебазах ЭСФ оформляется до момента отгрузки товаров.
27. ЭСФ на поставки теплоэнергии, электроэнергии, природного газа, услуг по предоставлению балансов и расчета потерь электроэнергии на электроэнергетическом рынке, а также услуги электрической связи, водоснабжения и канализации оформляется налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.
28. Датой поставки является:
1) для товаров - дата передачи прав собственности на товары покупателю;
2) для выполненных работ или оказанных услуг - дата, когда вся работа завершена или услуги оказаны;
3) для корректировочного ЭСФ - дата возникновения обстоятельств, послуживших основанием для корректировки в соответствии с настоящим Порядком, за исключением корректировки по причине наличия ошибки.
29. Датой формирования ЭСФ считается дата подписания ЭСФ поставщиком в модуле ЭСФ.
30. Документы в модуле ЭСФ считаются сформированными, если содержат сгенерированный номер и двухмерный символ штрих-кода (QR-код) в модуле ЭСФ.
Оригиналом документов, то есть подлинником, является цифровой документ, сформированный в модуле ЭСФ.
31. При получении ЭСФ покупатель:
1) подтверждает принятие ЭСФ;
2) отказывает в получении ЭСФ в связи с:
- получением ЭСФ с неверными данными или требующим внесения изменений. При этом поставщик обязан выписать новый ЭСФ с указанием данных отклоненного ЭСФ;
- отменой поставки и (или) отказом от получения товаров.
При отказе покупателя в получении ЭСФ такой ЭСФ считается отклоненным.
32. Действия покупателя, предусмотренные пунктом 31 главы 3 настоящего Порядка, осуществляются до истечения десяти календарных дней со дня оформления ЭСФ.
33. В случае если покупатель не подтвердил принятие ЭСФ или не отказал в получении, а также в случае отсутствия регистрации покупателя в модуле ЭСФ ЭСФ считается принятым по истечении срока, указанного в пункте 32 главы 3 настоящего Порядка.
34. Поставщик вправе отозвать ранее оформленный и не принятый покупателем ЭСФ до истечения десяти календарных дней со дня его оформления.
При отзыве ЭСФ поставщик указывает следующие причины отзыва:
- неверные данные в сформированном ЭСФ или данные, требующие внесения изменений. При этом поставщик/отправитель обязан выписать новый ЭСФ с указанием данных отозванного ЭСФ;
- отмена поставки и (или) отказ от получения товаров получателем.
35. В случае отзыва поставщиком ранее оформленного ЭСФ такой ЭСФ считается отозванным.
36. Отзыв ЭСФ невозможен после истечения десяти календарных дней со дня его оформления или после принятия ЭСФ покупателем.
37. Поставка товаров, работ, услуг, осуществляемая агентом от имени принципала - налогоплательщика Кыргызской Республики, признается поставкой принципала. В данном случае ЭСФ на реализованные товары, работы и услуги покупателю оформляется принципалом. Агент за свои агентские услуги обязан оформить ЭСФ в адрес принципала с указанием аккумулируемых и передаваемых принципалу сумм расходов, подлежащих возмещению принципалом в зависимости от условий агентского договора.
38. Порядок оформления операций при осуществлении поставок, признанных и (или) включенных в поставки агента, определяется параграфом 2 главы 4 настоящего Порядка.
§ 3. Оформление реализации покупателю, не зарегистрированному в модуле ЭСФ
39. Если покупатель не зарегистрирован в модуле ЭСФ в качестве участника цифрового документооборота ЭСФ, поставщик:
1) оформляет ЭСФ в модуле ЭСФ;
2) распечатывает сформированный ЭСФ с регистрационным номером из модуля ЭСФ и QR-кодом;
3) выдает покупателю распечатанный экземпляр ЭСФ, оформленный согласно настоящему пункту.
40. Налогоплательщиком, уплачивающим налоги по общему налоговому режиму, в случае приобретения у иностранной организации работ или услуг, местом поставки которых признается территория Кыргызской Республики, оформляется ЭСФ в свой адрес для получения права на зачет по приобретенным материальным ресурсам, предусмотренным пунктом 4 части 3 статьи 315 Налогового кодекса Кыргызской Республики.
Глава 4. Порядок учета и документального отражения операций с товарами в модуле ЭСФ
§ 1. Операции с давальческим сырьем и продуктами его переработки
41. Операции с давальческим сырьем и продуктами его переработки применяются в отношении товаров, на которые установлено обязательное требование к ведению учета товаров в модуле ЭСФ.
42. Передача давальческого сырья осуществляется на основании договора и формируется в модуле ЭСФ в следующем порядке:
1) при передаче сырья физическим лицом или налогоплательщиком, освобожденным от применения модуля ЭСФ, переработчик самостоятельно формирует документ оприходования сырья на склад;
2) при передаче сырья между налогоплательщиками, обязанными применять модуль ЭСФ, заказчик оформляет передачу сырья, а переработчик подтверждает/отклоняет его получение на склад учета товаров в модуле ЭСФ в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.
43. По завершении процесса переработки переработчик обязан оформить ЭСФ в адрес заказчика за фактически оказанные услуги переработки.
44. При передаче продукта переработки со склада учета товаров переработчик оформляет в модуле ЭСФ единый документ передачи продукта в адрес заказчика. Завершение операции в модуле ЭСФ осуществляется в следующем порядке:
1) в случае, если заказчик является участником цифрового документооборота, субъект обязан до истечения 10 календарных дней с даты оформления документа подтвердить приемку либо отклонить документ. При отсутствии действий со стороны заказчика по истечении указанного срока документ считается принятым, а продукт переработки - списанным со склада переработчика и зачисленным на склад заказчика автоматически;
2) в случае, если заказчик является физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, или налогоплательщиком, освобожденным от обязанности применения модуля ЭСФ, документ передачи считается принятым и продукт переработки списывается со склада учета товаров переработчика в автоматическом режиме в момент оформления документа.
45. При оформлении операций с давальческим сырьем и продуктами переработки субъекты обязаны указывать вид продукции:
1) давальческое сырье;
2) продукт переработки.
46. Порядок и сроки оформления, а также форма документа передачи сырья и продукта его переработки в модуле ЭСФ устанавливаются уполномоченным налоговым органом.
§ 2. Порядок оформления операций по агентским договорам
47. Поставка товаров, работ, услуг, осуществляемая агентом по поручению принципала, признается поставкой агента в следующих случаях:
1) когда поставка осуществляется агентом от своего имени по поручению принципала - налогоплательщика Кыргызской Республики;
2) когда принципалом выступает иностранная организация или физическое лицо - нерезидент, не являющиеся налогоплательщиками в Кыргызской Республике.
48. Оформление операций в модуле ЭСФ при признании поставки поставкой агента осуществляется в следующем порядке:
1) на дату поставки товаров, работ и (или) услуг агентом в адрес конечного покупателя принципал оформляет ЭСФ в адрес агента на реализованные товары, работы и (или) услуги. Дата оформления ЭСФ принципалом должна соответствовать дате реализации товара, работы и (или) услуги агентом конечному покупателю;
2) агент оформляет ЭСФ в адрес конечного покупателя с отметкой "Поставка агентом";
3) агент оформляет ЭСФ в адрес принципала с указанием суммы своего агентского вознаграждения.
§ 3. Оформление документов при реализации товаров через электронные торговые площадки
49. При вывозе товаров без перехода права собственности с территории Кыргызской Республики в государства - члены ЕАЭС исключительно для последующей реализации товаров через электронную торговую площадку отправитель обязан оформить ЭСФ в рамках торговой деятельности на электронной торговой площадке (далее - ЭСФ на ЭТП) в порядке и форме, определяемых уполномоченным налоговым органом.
50. ЭСФ на ЭТП обязательно оформляется налогоплательщиком-селлером самостоятельно при вывозе товаров, на которые установлено обязательное ведение учета товаров в модуле ЭСФ.
51. Оформление ЭСФ на ЭТП является обязательным условием для перемещения товаров через Государственную границу Кыргызской Республики. Данное требование применяется ко всем видам перевозок, включая автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт.
52. ЭСФ на ЭТП не признается реализацией товаров, не влечет возникновения налоговых обязательств и не является основанием для отражения выручки/дохода при условии уплаты соответствующих налогов по итогам реализации этих товаров налогоплательщиком на электронной торговой площадке.
§ 4. Оприходование
53. Субъект обязан оприходовать товары, в отношении которых установлено обязательное ведение учета товаров, на склад учета товаров в модуле ЭСФ путем оформления документа оприходования при:
1) импорте товаров из стран ЕАЭС, за исключением импорта товаров государственными органами/учреждениями и их структурными подразделениями, если они не предназначены для дальнейшей реализации;
2) импорте товаров из третьих стран, за исключением:
- импорта товаров государственными органами/учреждениями и их структурными подразделениями, если они не предназначены для дальнейшей реализации;
- импорта товаров с территории свободных экономических зон на территорию Кыргызской Республики в соответствии с таможенным законодательством Кыргызской Республики;
3) производстве (изготовлении) товаров;
4) комплектовании товаров или промышленной сборке;
5) разукомплектовании товаров;
6) выявлении неучтенных товаров в ходе проведения налогового контроля в порядке, определяемом уполномоченным налоговым органом;
7) приеме (купле) от населения их личных товаров для последующей продажи или переработки на основании контрольно-кассового чека;
8) намерении реализовать основные средства, ранее не оприходованные на склад учета товаров;
9) инвентаризации, в том числе уценке, пересортице;
10) переходе товаров в порядке правопреемства (реорганизация, слияние, присоединение, наследство);
11) поставке или импорте/ввозе товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
12) приобретении товаров для дальнейшей реализации:
- не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которые конфискованы или обращены в собственность (доход) государства иным способом;
- не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- задержанные таможенными органами в соответствии с главой 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и не востребованные в установленные сроки лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров;
13) получении давальческого сырья;
14) других случаях перехода права собственности на товары при наличии удостоверяющих документов.
54. При приобретении товаров у налогоплательщиков, на которых не распространяются требования о регистрации в качестве участников модуля ЭСФ, налогоплательщик вносит данные о товаре в модуль ЭСФ путем оформления документа оприходования. Требования настоящего пункта распространяются также на товары, в отношении которых не установлено обязательное ведение учета товаров в модуле ЭСФ, за исключением товаров, определяемых уполномоченным налоговым органом.
55. Корректировка документа оприходования осуществляется в случае указания неверных данных в порядке, определяемом уполномоченным налоговым органом.
56. Порядок и сроки оформления, а также форма документа оприходования, в том числе корректировочного документа оприходования, в модуле ЭСФ устанавливаются уполномоченным налоговым органом.
§ 5. Списание
57. Списание товаров в модуле ЭСФ осуществляется в отношении товаров, на которые установлено обязательное ведение учета товаров в модуле ЭСФ, путем оформления документа списания в следующих случаях:
1) использования товаров в производстве (изготовлении);
2) утраты и порчи товаров;
3) естественной убыли и технологической потери товаров;
4) выявления в ходе налогового контроля отсутствия фактических остатков товаров при их наличии на складе учета товаров в модуле ЭСФ;
5) передачи товаров в виде гуманитарной помощи при условии их дальнейшего потребления и (или) распределения, за исключением случаев, когда такая передача считается реализацией на безвозмездной основе;
6) комплектования товаров или промышленной сборки;
7) разукомплектования товаров;
8) инвентаризации, в том числе уценки, пересортици;
9) поставки или импорта/ввоза товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
10) других случаях при наличии удостоверяющих документов.
58. От списания товаров освобождаются:
1) дипломатические представительства и консульские учреждения зарубежных стран согласно перечню, представляемому уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел уполномоченному налоговому органу;
2) представительства международных организаций, осуществляющих деятельность на основании международных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, согласно перечню, представляемому уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел уполномоченному налоговому органу, за исключением осуществляющих предпринимательскую деятельность;
3) государственные и муниципальные общеобразовательные и дошкольные образовательные организации, за исключением осуществляющих торговую и (или) производственную деятельность;
4) государственные и муниципальные органы/учреждения и их подведомственные подразделения, осуществляющие деятельность в пределах своих полномочий, установленных законодательством Кыргызской Республики, за исключением осуществляющих торговую и (или) производственную деятельность.
Перед подачей заявления на аннулирование регистрации в модуле ЭСФ налогоплательщики, указанные в настоящем пункте, обязаны списать остатки товаров на складе учета товаров.
59. Корректировка документа списания осуществляется в случае указания неверных данных в порядке, определяемом уполномоченным налоговым органом.
60. Порядок и сроки оформления, а также форма документа списания, в том числе корректировочного документа списания, в модуле ЭСФ устанавливаются уполномоченным налоговым органом.
§ 6. Перемещение
61. Налогоплательщик при перемещении товаров, в отношении которых установлено обязательное ведение учета товаров, оформляет документ перемещения с указанием учетной стоимости товаров в следующих случаях:
1) при перемещении товаров с одного фактического склада учета на другой в пределах одного юридического лица;
2) при перемещении товаров со склада учета товаров филиала организации на склад учета товаров головной организации;
3) при перемещении товаров со склада учета товаров головной организации на склад учета товаров филиала организации;
4) при перемещении товаров между складами учета товаров филиалов одной организации.
Глава 5. Инвентаризация товаров в модуле ЭСФ
§ 1. Конвертация
62. Конвертация товаров в модуле ЭСФ - это операция по переводу количества товаров из одной единицы измерения в другую.
63. При выявлении конвертации товаров, если в результате такой операции происходит искажение количественных показателей, включая увеличение или уменьшение общего объема товаров, а также изменение общей стоимостной оценки товаров, налоговые органы вправе запросить обоснование такой конвертации у налогоплательщика.
64. Коэффициенты конвертации подлежат документальному обоснованию и должны соответствовать установленным единицам измерения и характеристикам товаров.
65. Форма документа конвертации и порядок проведения конвертации устанавливаются уполномоченным налоговым органом.
§ 2. Уценка
66. Уценка товаров в модуле ЭСФ осуществляется для списания и прихода субъектом товаров, у которых потеряны свойства товаров по ряду причин, приводящих к изменению наименования товаров, по учетной стоимости за единицу измерения, определяемой в соответствии с налоговой и (или) учетной политикой субъекта.
§ 3. Пересортица
67. Пересортица товаров в модуле ЭСФ осуществляется для отражения движения товаров субъектом: списания выявленных излишков одного вида товара и оприходования недостающего другого вида товара той же категории по учетной стоимости за единицу измерения, определяемой в соответствии с налоговой и (или) учетной политикой субъекта.
Глава 6. Порядок оформления корректировочных ЭСФ
§ 1. Общие положения
68. Корректировочный ЭСФ оформляется исключительно к первоначальному ЭСФ, подтверждающему факт осуществления поставки товаров, работ или услуг. Не допускается оформление корректировочного ЭСФ к первоначальному ЭСФ, имеющему статус "Недействителен".
69. При оформлении корректировочного ЭСФ, за исключением корректировки по причине наличия ошибок в принятом ЭСФ, изменению подлежат исключительно количественные и стоимостные показатели, при этом изменение иных реквизитов и сведений первоначального ЭСФ не допускается.
70. Корректировочный ЭСФ, оформленный в соответствии с главой 6 настоящего Порядка, подлежит подтверждению или отклонению покупателем, зарегистрированным в модуле ЭСФ, до истечения 10 календарных дней с даты его формирования. В случае если покупатель не подтвердил или не отклонил корректировочный ЭСФ до истечения указанного срока, такой ЭСФ признается отклоненным.
В случае отсутствия регистрации покупателя в модуле ЭСФ корректировочный ЭСФ считается принятым по истечении срока, установленного настоящим пунктом.
§ 2. Порядок корректировки ЭСФ в модуле ЭСФ
71. Если иное не установлено настоящей главой, корректировочный ЭСФ оформляется для проведения корректировки принятого ЭСФ в случае:
1) полного или частичного возврата товара;
2) изменения цены;
3) отказа от выполненных работ и (или) услуг;
4) возврата оплаты товаров, работ, услуг;
5) наличия ошибок в принятом ЭСФ.
72. В случае оформления корректировочного ЭСФ в соответствии с подпунктом 5 пункта 71 настоящего Порядка датой поставки считается дата поставки, указанная в корректируемом ЭСФ.
Не допускается корректировка ЭСФ по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 71 настоящего Порядка:
- оформленный в информационной системе ЭСФ или на бумажном носителе;
- по истечении 365 календарных дней со дня формирования ЭСФ в модуле ЭСФ.
73. Оформление корректировочного ЭСФ в случае наличия ошибок в первоначальном ЭСФ разделяется на два типа:
1) наличие ошибок, требующих подтверждения налогового органа в порядке, определяемом уполномоченным налоговым органом;
2) наличие иных ошибок, не требующих подтверждения налогового органа.
74. При корректировке ЭСФ в соответствии с подпунктом 1 пункта 73 настоящего Порядка поставщик направляет в налоговый орган по месту налоговой регистрации заявку в цифровой форме о корректировке ЭСФ по причине наличия ошибок.
75. Заявка направляется после получения от покупателя подтверждения о принятии корректировочного ЭСФ. В случае корректировки экспортного ЭСФ, ЭСФ на реализацию в адрес освобожденных от применения модуля ЭСФ субъектов, ЭСФ на реализацию в адрес обезличенного субъекта и населения заявка направляется после формирования корректировочного ЭСФ в модуле ЭСФ.
76. Заявка о корректировке ЭСФ в налоговый орган направляется поставщиком и рассматривается налоговым органом в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным налоговым органом.
77. В случае подтверждения корректировочного ЭСФ, оформленного по причине наличия ошибок в принятом ЭСФ, налоговым органом и (или) покупателем первоначальный ЭСФ считается недействительным, а корректировочный ЭСФ приравнивается к первоначальному.
§ 3. Порядок корректировки ЭСФ, оформленных в информационной системе "Электронный счет-фактура"
78. Настоящий параграф определяет порядок и условия проведения в модуле ЭСФ корректировки ЭСФ, зарегистрированных в информационной системе "Электронный счет-фактура" по домену esf.salyk.kg.
79. Оформление корректировочного ЭСФ в рамках настоящего параграфа допускается с применением каталога товаров, работ и услуг в порядке, определяемом Кабинетом Министров Кыргызской Республики, исключительно по следующим основаниям:
1) полный или частичный возврат товара;
2) изменение цены;
3) отказ от выполненных работ и (или) оказанных услуг;
4) возврат оплаты товаров, работ, услуг.
80. В случае полного или частичного возврата товаров, в отношении которых установлено обязательное ведение учета товаров, оформление корректировочного ЭСФ не допускается при отсутствии или недостаточности соответствующих товарных позиций на складе учета товаров у покупателя, зарегистрированного в модуле ЭСФ.
Глава 7. Первичный учетный документ в модуле ЭСФ
81. Первичный учетный документ (далее - ПУД) - документ, подтверждающий дату, размер и характер дохода или расхода, а также участников сделки, наименование должностей и подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.
82. Налогоплательщик обязан оформлять ПУД в соответствии с порядком и формой, установленными уполномоченным налоговым органом:
1) для оформления облагаемых налогом на добавленную стоимость операций:
- на остаток товарно-материальных запасов, основных средств и нематериальных активов, включенных в поставки, при аннулировании регистрации как налогоплательщика налога на добавленную стоимость;
- на поступившую предварительную оплату и оплату безнадежного долга;
2) в случае осуществления деятельности по реализации вновь построенных жилых и нежилых помещений на полученный аванс в части реализации недвижимого имущества.
§ 1. Аванс
83. Аванс (предварительная оплата) - денежные средства в наличной или безналичной форме, полученные налогоплательщиком от покупателя (заказчика) в счет предстоящей поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, до момента фактического исполнения обязательств по такой поставке.
84. При получении аванса налогоплательщик (поставщик) обязан оформить ПУД в модуле ЭСФ, фиксирующий сумму поступивших средств в разрезе идентификационных налоговых номеров покупателей.
85. Налогоплательщик обязан оформить ПУД с видом операции "Аванс" на суммы авансовых платежей, поступивших в течение отчетного месяца, в срок не позднее 10 рабочих дней месяца, следующего за отчетным.
86. Учет авансовых платежей в модуле ЭСФ ведется накопительным итогом по каждому покупателю.
87. При фактической реализации товаров, выполнении работ или оказании услуг и оформлении соответствующего ЭСФ модуль ЭСФ автоматически отображает сумму доступного аванса, ранее зафиксированного за данным покупателем по выбранному виду поставки для его полного или частичного закрытия.
88. Налогоплательщик производит корректировку ранее зарегистрированного авансового баланса в модуле ЭСФ в следующих случаях:
1) возврат денежных средств: полный или частичный возврат предварительной оплаты покупателю в связи с расторжением договора или изменением его условий;
2) переход права собственности (переуступка прав требования): передача прав и обязанностей по договору третьему лицу, при которой суммы, ранее оплаченные первоначальным покупателем, засчитываются в счет исполнения обязательств нового покупателя;
3) смена налогового режима.
§ 2. Остаток
89. Остаток - стоимость товарно-материальных запасов, основных средств и нематериальных активов, числящихся на учете налогоплательщика на дату, предшествующую дню аннулирования регистрации по налогу на добавленную стоимость, по которым ранее был произведен зачет налога на добавленную стоимость.
90. Корректировка ПУД с видом операции "Остаток" осуществляется в случае указания неверных данных в порядке, определяемом уполномоченным налоговым органом.
§ 3. Безнадежный долг
91. Безнадежный долг - сумма, причитающаяся налогоплательщику, которую он не в состоянии полностью получить вследствие прекращения обязательства по решению суда, банкротства, ликвидации, смерти должника или истечения срока исковой давности, предусмотренного гражданским законодательством Кыргызской Республики.
Глава 8. Особенности признания ЭСФ недействительными
92. Органами налоговой службы выносится решение о признании недействительными ЭСФ в случае выявления налоговыми органами отсутствия поставки товаров и (или) непредоставления работ/услуг по выписанным ЭСФ, установления фактов оформления счетов-фактур по транзитным операциям, при которых налогоплательщик не осуществлял фактических приобретения, хранения, транспортировки либо иного распоряжения товарами, работами и услугами.
93. Форма решения о признании недействительными ЭСФ утверждается уполномоченным налоговым органом.
94. Номера ЭСФ, признанных недействительными согласно настоящему Порядку, не могут быть использованы налогоплательщиками.
95. Не подлежат корректировке ЭСФ, признанные недействительными.
96. В целях признания ЭСФ недействительным в органах налоговой службы создается комиссия. Порядок работы комиссии утверждается уполномоченным налоговым органом.
97. Комиссия в течение двух рабочих дней со дня выявления случаев, указанных в пункте 92 настоящего Порядка, рассматривает имеющиеся факты и по их итогам составляет справку о результатах рассмотрения.
98. В справке указываются:
1) обоснованное описание выявленного несоответствия и (или) других фактов, связанных с несоответствующим оформлением ЭСФ;
2) выводы результатов рассмотрения комиссии.
99. На основании справки органами налоговой службы выносится решение о признании ЭСФ недействительным.
Решения, предусмотренные настоящей главой, могут быть обжалованы налогоплательщиком в порядке, установленном налоговым законодательством Кыргызской Республики.
100. Решение о признании ЭСФ недействительным вручается поставщику налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом Кыргызской Республики.
При вступлении в силу решения о признании ЭСФ недействительным в модуле ЭСФ у поставщика и покупателя статус соответствующего ЭСФ автоматически изменяется на "Недействительный".
Реестр признанных недействительными ЭСФ, по которым покупатели освобождены от применения модуля ЭСФ, публикуется на официальном сайте уполномоченного налогового органа не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
101. ЭСФ, признанные недействительными согласно настоящему Порядку, не включаются в налоговую отчетность.
Глава 9. Порядок применения каталога товаров и каталога работ и услуг
§ 1. Формирование, ведение и деактивация товаров в модуле "Каталог товаров, работ и услуг"
102. Каталог товаров формируется на основании данных, представленных посредством раздела "Каталог товаров" модуля "Каталог товаров, работ и услуг":
1) импортером;
2) производителем или изготовителем;
3) другими субъектами, определяемыми Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
103. Субъекты, указанные в пункте 102 настоящего Порядка, представляют для занесения товаров в каталог товаров следующие данные о товаре:
1) код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
2) наименование;
3) дополнительную информацию, определенную уполномоченным налоговым органом, необходимую для формирования каталога товаров.
104. В случае соответствия представленных субъектами данных, указанных в пункте 102 настоящего Порядка, требованиям, установленным правилами введения товаров в каталог товаров, товар заносится в каталог товаров с присвоением уникального идентификатора.
105. Изменения в сведениях о товаре, включенные в каталог товаров, допускаются путем подачи заявки на внесение изменений при условии отсутствия оформленных документов с использованием данного товара.
106. Правила введения товаров в каталог товаров и структура каталога товаров определяются уполномоченным налоговым органом.
107. Товары в каталоге товаров подлежат деактивации в следующих случаях:
1) вывод из оборота товаров;
2) дублирование товаров в каталоге товаров;
3) изменение сведений о товаре.
108. Деактивация товаров осуществляется на основании обращения производителя, изготовителя или импортера либо при возникновении случаев, указанных в пункте 107 настоящего Порядка.
§ 2. Формирование, ведение и деактивация работ и услуг в модуле "Каталог товаров, работ и услуг"
109. Каталог работ и услуг формируется на основании данных, представленных посредством раздела "Каталог работ и услуг" модуля "Каталог товаров, работ и услуг", включая первичный каталог работ и услуг, сформированный на основе Государственного статистического классификатора продукции (товаров и услуг), определяемого Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики:
1) исполнителем работ и услуг;
2) другими субъектами, определяемыми Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
110. Субъекты, указанные в пункте 109 настоящего Порядка, представляют для занесения работ и услуг в каталог работ и услуг следующие данные:
1) код по Государственному классификатору видов экономической деятельности;
2) наименование работы (услуги);
3) дополнительную информацию, определенную уполномоченным налоговым органом, необходимую для формирования каталога работ и услуг.
111. В случае соответствия представленных субъектами данных требованиям, установленным правилами введения работ и услуг в каталог работ и услуг, работа или услуга заносится в каталог работ и услуг с присвоением уникального идентификатора.
112. Правила введения работ и услуг в каталог работ и услуг и структура каталога работ и услуг определяются уполномоченным налоговым органом.
113. Работы и услуги в каталоге работ и услуг подлежат деактивации в следующих случаях:
1) дублирование работ и услуг в каталоге работ и услуг;
2) изменение сведений о работе или услуге.
114. Деактивация работ и услуг осуществляется на основании обращения исполнителя работ и услуг или при возникновении случаев, указанных в пункте 113 настоящего Порядка.